Глава добродетелей — молитва; их
основание — пост.
Пост есть постоянная умеренность
в пище с благоразумною разборчивостью в ней.
Гордый человек! Ты мечтаешь так
много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости
от желудка.
Закон поста, будучи по наружности
законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если
желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего
подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только
тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной
трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание
добродетелей — пост.
Вновь созданному человеку,
введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана
одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного
человека в его непорочности.
Заповедь не говорила о количестве
пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост
только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста,
они увидят значение качества пищи.
Так важна заповедь поста,
объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза
казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною
смертью.
И ныне греховная смерть
продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий
умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни
целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали,
делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его
плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.
Заповедь поста возобновлена или
подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша
объядением и пьянством [1], завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают
дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу
в плотское состояние.
Напротив того пост вводит
христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен,
скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу,
способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной
благодати.
Плотской человек всецело погружен
в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он
не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной
благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он
пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко
взалчете! [2]. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста.
Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению
вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем.
будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага?
Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к
ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?
Насущный хлеб христиан — Христос.
Ненасытное насыщение этим хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к
которому приглашаются все христиане.
Ненасытно насыщайся Словом
Божиим; ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно
насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею
державною [3].
С чего начать нам, говорит святой
Макарий Великий [4], никогда незанимавшимся исследованием сердец наших? Стоя
вне, будем стучаться молитвою и постом, как и Господь повелел: Толцыте, и
отверзется вам [5].
Этот подвиг, который предлагает
нам один из величайших наставников монашества, был подвигом святых апостолов.
Из среды его они сподоблялись слышать вещании Духа. Служащим им Господеви,
говорит писатель их деяний, и постящимся, рече Дух Святой: отделите Ми Варнаву
и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше
руки на ня, отпустиша их [6]. Из среды подвига, в котором совокуплены были пост
и молитва, услышалось повеление Духа о призвании язычников в христианство.
Чудное совокупление поста с
молитвою! Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден,
если на нем не создана молитва [7].
Пост отрешает человека от
плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает
весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
Кто, не обработав земли, засевает
ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем
сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех.
Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными
помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша
произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может
принести плода правды [8].
Напротив, если кто обработает
землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо
покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не
возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем
многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства
[9].
Что такое — страсть объядения и
пьянства? Потерявшее правильность, естественное желание пищи и пития, требующее
гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно
для поддержании жизни и сил телесных, на которые излишнее питание действует
противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и
уничтожая их.
Желание пищи выправляется простою
трапезою и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею. Сперва должно
оставить пресыщение и наслаждение: этим и изощряется желание пищи, и получает
правильность. Когда же желание сделается правильным: тогда оно удовлетворяется
простою пищею.
Напротив того желание пищи,
удовлетворяемое пресыщением и наслаждением, притупляется. Для возбуждены его мы
прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам. Желание сперва
представляется удовлетворенным; потом делается прихотливее, и, наконец,
обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и
пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.
Намереваясь посвятить себя на
служение Богу, положим в основание подвига нашего пост. Существенное качество
всякого основаны должна быть непоколебимая твердость: иначе невозможно устоять
на нем зданию, как бы здание само по себе не было прочно. И мы никак, никогда,
ни под каким предлогом, не дозволим себе нарушить поста пресыщением, особенно
же упивством.
Наилучшим постом признают святые
Отцы употребление пищи однажды в день не досыта. Такой пост не расслабляет тела
продолжительным неядением и не отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет
его способным к душеспасительной деятельности. Такой пост не представляет
никакой яркой особенности, и потому постящийся не имеет причины к
превозношению, к которому так склонен человек по поводу самой добродетели,
особенно когда она резко выставляется.
Кто занят телесными трудами или
так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в
день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста.
Но при всяком употреблении пищи,
и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека
неспособным к духовным подвигам, и отворяет дверь другим плотским страстям.
Неумеренный пост, т.е.
продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от
безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается
неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в
страсть превозношения и гордости.
Весьма важно качество пищи.
Запрещенный райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно
действовал на душу: сообщал ей познание добра и зла, и тем уничтожал непорочность,
в которой были созданы наши праотцы.
И ныне пища продолжает сильно
действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие
пищи основано на разнообразном действием ее на плоть и кровь, и на том, что
пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.
По этой причине все охмеляющие
напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости,
и тем победы в мысленной брани. Побежденный ум, особливо сладострастными
помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими
и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут.
Монах отнюдь не должен
употреблять вина, сказал преподобный Пимен Великий [10]. Этому правилу должен
последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство
и целомудрие. Святые Отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино,
то весьма редко и с величайшею умеренностью.
Горячительная пища должна быть
изгнана с трапезы воздержника, как возбуждающая телесные страсти. Таковы перец,
имбирь и другие пряности.
Самая естественная пища — та,
которая назначена человеку Создателем немедленно по создании — пища из царства
растительного: Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную,
сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод
семене семенного, вам будет в снедь [11]. Уже после потопа разрешено
употребление мяс [12].
Растительная пища есть наилучшая
для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и
газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него;
наконец она — самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По
этим причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью сохраняется чистота
и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее
слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами
благочестия.
Рыбные яства, особливо
приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они
ощутительные действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок
вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении.
Эти действия несравненно сильные
от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную
дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень отягощают мозг. По этой причине
она вовсе не употребляется монахами; она — принадлежность людей, живущих
посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами. Но и для них
постоянное употребление ее вредно.
Как! Воскликнут здесь мнимые
умницы: мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление
ее? — На это мы отвечаем словами Апостола: Вел ми лет суть (т.е. все мне
позволено), но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают [13]. Мы
уклоняемся от употребления мяс не потому, чтоб считали их нечистыми, но потому,
что они производят особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют
духовному преуспеянию.
Святая Церковь мудрыми
учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди
мира, употребление мяс, не допустила постоянного употребления их, но разделила
времена мясоядения временами воздержания от мяс, временами, в которые
вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может узнать
на себе опытом всякий соблюдающий их.
Для иночествующих запрещено
употреблены мяс, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена
мясоядений. В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы. Но
наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу.
Растительная пища почта
исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия,
особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия [14], по вышесказанному удобству
этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только
разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные
напитки [15].
Правила поста установлены
Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского
общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и
рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего
силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею,
данною для поддержания тела, не должно разрушать его.
"Если удержишь чрево, сказал
святой Василий Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь
жертвою смерти" [16]. Под именем рая здесь должно разуметь благодатное
молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное. Благодатное
состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного
блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние
душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного
мучения. Аминь.
[1] Лук. XXI, 34.
[2] Лук. VI, 25.
[3] Псал. XXII, 5.
[4]Слово 1, гл. 4.
[5] Матф. VII, 7.
[6] Деян. XIII, 2, 3.
[7] Преподобный Марк Подвижник.. Слово
8, о пощении и смирении.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Алфавитный Патерик.
[11] Быт. I, 29.
[12] Быт. IX, 3.
[13] 1 Кор. X, 23.
[14] 2 Кор. VI, 17.
[15] Лествица. Слово 14, гл. XII.
[16] Преподобный Нил Сорский. Слово 5.
Помысл чревообъядения.