Семья есть первичный,
естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу
необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе –
научиться в нем первым совестным движениям сердца; и – подняться в нем к дальнейшим
формам человеческого единения – Родине и государству.
Семья начинается с брака и в нем
завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не
создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним
рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий
его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу
своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и
решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу,
которая выпадет ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни
отклонить, ни изменить, – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То,
что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и
притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары;
но судьба этих склонностей и талантов, – разовьются ли они в дальнейшем или
поблекнут, и если расцветут, то как именно, – определяется в раннем детстве.
Вот почему семья является
первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми
нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение
всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или
как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают
развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого
и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые
основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его
будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из
которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий
проходимец.
Не прав ли Макс Мюллер, когда он
пишет: «Я думаю, что там, где дело идет о воспитании детей, к жизни надо
подходить как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и
высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из
детской...». Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь
прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. И, если мы
подумаем, что «следующее поколение» все время вновь нарождается и
воспитывается, и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила
и его возможное духовное крушение – уже теперь, все время, слагаются и
созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем
отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас... Все это
означает, что семья как бы живая "лаборатория” человеческих судеб, личных и
народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща; с тем
отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют
целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют как придется.
Ибо семейная «лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях
инстинкта, традиции и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной,
творческой целью, а просто живут, удовлетворяют собственные потребности,
изживают свои склонности и страсти и то удачно, то безпомощно несут последствия
всего этого.
Природа устроила так, что одно из
самых ответственных и священных призваний человека – быть отцом и матерью, –
делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и
половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того,
чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание. «... чтоб иметь детей –
кому ума не доставало?!» (Грибоедов). Вследствие этого утонченнейшее,
благороднейшее и ответственейшее искусство на земле – искусство воспитания
детей почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему и доселе подходят
так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рожать
детей; как если бы существенным было именно зачатие или рождение ребенка, а
остальное – именно воспитание детей – было бы совсем не существенно или могло
бы делаться как-то так, «само собой». На самом же деле тут все обстоит совсем
иначе.
Окружающий нас мир людей таит в
себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о
которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти
явления сводятся, в конечном счете, к тому, что родители этих людей сумели их
только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе,
вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного
характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим
детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже
сами не замечая того, как они возникали у детей, и въедались в душу; но не
сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника – во всех
страданиях души...
Бывают эпохи, когда эта
небрежность, эта безпомощность, эта безответственность родителей начинают
возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда духовное
начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи
распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному,
эпохи безсовестности, безчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное
естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих
сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между
родителями и детьми возникает некая «пропасть», которая невидимо увеличивается
от поколения к поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети
начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семье; и не
понимая, откуда это берется, и забывая свои собственные детские жалобы,
выросшие дети завязывают новые семейные ячейки, в которых «непонимание» и «отчуждение»
возникают с новою и большею силою.
Непрозорливый наблюдатель мог бы
прямо подумать, что «время» настолько «ускорило» свой бег, что между родителями
и детьми установилась все возрастающая душевно-духовная «дистанция», которую
нельзя ни заполнить, ни преодолеть; тут, думают они, нельзя ничего поделать:
история спешит, эволюция с повышенной быстротой создает все новые уклады, вкусы
и воззрения, старое стремительно старится, и каждое следующее десятилетие несет
людям новое и неслыханное... Где же тут «угнаться за молодежью»?! И все это
говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и
технических изобретений...
В действительности это явление
объясняется совсем иначе, а именно – заболеванием и оскудением человеческой
духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадается совсем не из-за
ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством
духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он
лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и
превратить в некое прочное и достойное единство, – а именно чувства взаимной
духовной сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивное влечение создают
не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого
сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и
рожденных (родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и
самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и
приключениям; у нее, так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для
простого деторождения и совершенно не соответствующее задаче воспитания.
В действительности человеческая
семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И
если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад.
История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения
и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые
выражаются, прежде всего, в разложении семьи. Понятно, почему это так было и
бывает. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности, – как в том
смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!)
быть личным духом; так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы,
слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем в
государственную и общественную жизнь. Вот почему духовный кризис поражает,
прежде всего, исходную ячейку духовности; если духовность колеблется и слабеет,
то она слабеет, прежде всего, в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз
поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться и во всех
человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные
организмы.
Только дух имеет достаточно
глубокое и длительное дыхание для того, чтобы творчески создавать и
поддерживать естество семьи, чтобы успешно изучать не только «проблему половой
любви», но и проблему создания нового, лучшего и более свободного поколения.
Поэтому формула брака звучит не так: «я жажду», или «я желаю», а скорее так: «в
любви через любовь я создаю новую, лучшую и боле свободную человеческую жизнь»...
Она звучит не так: «желаю наслаждаться своим счастьем», – ибо это была бы
формула, уводящая брак на уровень простого спаривания; а так: «я хочу создать
свой свободный духовный очаг и в этом найти свое счастье»...
Всякая настоящая семья возникает
из любви, и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья
возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он
не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь
тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут
лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне
спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного
характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна
прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой
центро-стремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного
отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник
больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и
жизненного «неудачничества». Она подобна тем больным растениям, которым ни один
хороший садовник не даст места в своем саду.
Если ребенок не научится любви в
семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет
искать счастье именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях
он будет искать счастье в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему
подражают незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко
подмечая, угадывая, иногда безсознательно следя за «старшими» наподобие «неутомимых
следопытов». И тот, кому приходилось слышать и регистрировать детские
высказывания, точки зрения и игры в несчастных разлагающихся семьях, где жизнь
есть сплошное мучительство, лицемерие и надрыв, тот знает, какое больное и
гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора.
Чтобы развиваться верно и
творчески, ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья. Только
тогда он сможет развернуть свои нежнейшие, духовнейшие способности; только его
собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда, ни
болезненного отвращения; только тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью
к традиции своей семьи и своего рода, с тем, чтобы принять ее и продолжить ее
своею жизнью. Вот почему любовная и счастливая семья есть живая школа – сразу –
и творческого равновесия души, и здорового органического консерватизма. Там,
где царят здоровая семья, там творчество будет всегда достаточно консервативным
для того, чтобы не выродиться в безпочвенную революционность; а консерватизм
будет всегда достаточно творческим для того, чтобы не выродиться в реакционное
мракобесие.
В любовной и счастливой семье
воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам
способен органически любить, органически строить, и органически воспитывать.
Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности;
время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого» счастья; время, когда все
прозаические «проблемы» безмолвствуют, а все поэтические проблемы зовут и
обещают; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности; время
ласковой улыбки и безкорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее
была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в
человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь; а это
значит – тем неповрежденнее останется его душевный организм. Тем естественнее,
богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность в лоне родного народа.
И вот, главным условием такой
семейной жизни – является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо
счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания; а такая любовь
возможна только в духе и через дух.
Все то, что мы доселе установили
о духовно-здоровой семье, как бы предрешает вопрос об основных задачах
воспитания.
Можно было бы просто сказать, что
все воспитание ребенка, или во всяком случае его основная задача, заключается в
том, чтобы привести его ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око
открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь
нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в
мире и в людях. Надо как бы повести, или сводить душу ребенка во все «места»,
где можно найти и пережить нечто божественное; постепенно все должно стать ей
доступным, – и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной
внутренней целесообразности; и та чудесная глубина, и та благородная радость,
которую дает нам истинное искусство; неподдельное сочувствие всему страдающему;
и действенная любовь к ближнему; и блаженная сила совестного акта; и мужество
национального героя; и творческая жизнь национального гения, с его одинокой
борьбой и жертвенной ответственностью; и главное: непосредственное молитвенное
обращение к Богу, Который и слышит, и любит, и помогает. Надо, чтобы ребенок
получил доступ всюду, где Дух Божий дышит, зовет и раскрывается, – как в самом
человеке, так и в окружающам его мире...
Душа ребенка должна научиться
воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю неиссякающую пошлость
повседневной жизни – священные следы и таинственные уроки Всевышнего;
воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь «обновляться духом
ума своего» (Ефес. 4. 23). Подобно тому, как однажды выразился Лафатер: «внимай
тихому гласу вещающего в тебе Господа»... Чтобы ребенок, возрастая и входя в
пору зрелости, привык в лоне семьи; и заменить семью в этом деле ничто не
может: ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь, и
притом с такою щедростью, как нигде более. Никакие «детские сады», «детские
дома», «приюты» и тому подобные фальшивые замены-семьи никогда не дадут ребенку
самого необходимого: ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство
личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с
родителями связью единственной в своем роде – таинственной связью кровной
любви.
В семье и только в семье ребенок
чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от
крови и костью от кости, – существом, возникшим в сокровенной совместимости
двух других существ и обязанным им своей жизнью; личностью, раз навсегда
принятою и милою во всем ее телесном-душевном-духовном своеобразии. Это не
может быть ничем заменено; и как бы трогательно ни воспитывался иной приемыш,
он всегда будет вздыхать про себя о своем кровном отце и о своей кровной
матери...
Именно семья дарит человеку два
священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь, и в живом отношении к
которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей
любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание,
справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих
зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время
творческих источников духовной любви и духовной веры! Ибо неподлинные силы его
души, непробужденные и не взлелеянные этими благими, ангело-подобными образами,
могут остаться в пожизненной скованности и мертвости.
Суровой и мрачной стала бы судьба
человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные
источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы
злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства.
Ильин Иван Александрович - известный философ, религиозный и политический мыслитель ХХ века
(по материалам интернет-источников)