…Что есть безответственный, недобросовестный,
безразличный к истине ученый? Что есть художник, ищущий успеха, а не
художественного совершенства? Может ли настоящий христианин стать безчестным
демагогом, или продажным чиновником, или разнузданным тираном? Дух христианства
обращает человека к Богу в небесах и к Божьему делу на земле. Это Божье дело на
земле становится Предметом его служения; и самая жизнь его, и дела его
становятся вследствие этого предметными. Этот дух христианской предметности
христианство вносит во всю культуру человечества, - в семейную жизнь, в
воспитание, в службу, в общественность, в хозяйство, в политику, в искусство и
в науку. И мнимый "христианин", который, по русской пословице,
"на небо посматривает, по земле пошаривает" - не достоин ни своей
веры, ни своего звания…
Таков
дух христианства, дарованный и завещанный человеческой культуре. Это дух
овнутренения; дух любви; дух молитвенного созерцания; дух живого, органического
содержания; дух искренней, насыщенной формы; дух совершенствования и
предметного служения делу Божьему на земле. Уверовать во Христа - значит
принять от Сына Божия этот дух как Дух творческой силы и из него творить земную
культуру. И обратно: кто верен этому духу, из него живет и творит, тот уже
Христов, даже и тогда, когда сам этого не знает и не признает. Ибо
"всякий, делающий правду, рожден от Него" (1 Иоан. 2,29).
Творить
христианскую культуру не значит законничествовать в отвлеченных догматах или
понуждать себя к умствованию о предметах, сокрытых от земного человеческого
ока; это не значит отказываться от свободного созерцания или творить только
"по закону" представителей земной церкви. Но это значит раскрыть
глубину своего сердца для Христова Духа и из него обратиться к созерцающему
воприятию Бога и Божьего мира, а также к свободным и ответственным волевым
деяниям в плане Божьего Дела на земле. Ибо так созерцающему и действующему
человеку дано внести христианский дух во все, что бы он ни начал делать: в
науку, в искусство, в семейную жизнь, в воспитание, в политику, в службу, в
труд, в общественную жизнь и в хозяйствование. Он будет творить живую
христианскую культуру.
Но
для этого он должен, конечно, принять Божий мир и зажить им и в нем.
Предчувствием
этого уже наполняются лучшие сердца наших дней. Этим предчувствием мы ныне
утешаемся; в нем почерпаем надежду на то, что "не до конца"
прогневался на нас Господь. В этом свете мы видим ныне и будущее нашего
великого отечества, нашей страдающей России.
5. О ПРИЯТИИ МИРА
Тот,
кто хочет творить христианскую культуру, должен принять христианство, ввести
его дыхание в самую глубину своей души и обратиться к миру из этой новой
цельности и свободы. Выражаясь философским языком, можно сказать, что он призван
осуществить в самом себе - религиозный "акт" христианства и из него
начать творческую работу над преображением мира в новом духе. Естественно, что
он должен принять для этого и самый мир, созданный Богом и дарованный Им.
Мы
знаем, что в истории христианской церкви имеется древняя
"мироотречная" традиция[9]; и тот, кто следует этой традиции, имеет,
по-видимому, основание не вмешиваться в судьбы земли и земного человечества. Он
как будто имеет основание предоставить космическому и историческому процессу
идти своим ходом и влечь людей туда, куда они влекутся, - хотя бы к погибели; к
разрушению и растлению, во власть "змия", "обольщающего
народы" (Апок.20,3,7); но это основание он имеет только тогда, если он
принимает и "обязанности", вытекающие из мироотречения, т.е. если он
действительно угашает в себе самом земной человеческий состав и доживет свой
удел, как бы не присутствуя на земле, томясь о скорой смерти, в виде почти
безтелесного духа...
Действительно,
в христианстве имелась эта древняя традиция, отвергающая мир. Эта традиция была
порождена эсхатологическими местами Нового Завета, особенно Евангелия и
Апокалипсиса (не указывающими, впрочем, никаких определенных сроков грядущего
конца); она окрепла затем под влиянием греческой философии (стоиков и неоплатоников);
и затем дошла до крайних выводов (вроде самооскопления Оригена) под влиянием
формального, внешнего законничества. присущего иудаизму. Однако, эта традиция
никогда не выражала последнего и глубочайшего отношения христианства к Божьему,
именно - к Божьему миру. Было бы чрезвычайно поучительно проследить через всю
литературу христианской аскетики, как платоническое и стоическое (и чуть ли не
буддийское) отвращение от мира и осуждение его - уживается в ней (не
примиряясь!) с христианским учением о благодатной устроенности мира, и его
божественной ведомости (Провидение) и о вездеприсутствии Божием (приближение к
пантеизму!). Здесь перед нами два различных иногда кажется даже противоположных
миросозерцания: они как бы стоят рядом, не вытесняя друг друга, а подсказывая
человеку два различные жизненные пути: мироотвержение и мироприятие.
Первый
путь был последовательно продуман и прочувствован до конца в первые же века.
Согласно этому воззрению, Царствие Божие не только не от мира сего, но и не для
мира сего. Мир внешний и вещественный есть лишь временный и томительный плен
для христианской души; ей нечего делать с этим миром, в котором она не имеет ни
призвания, ни творческих задач. Мир и Бог противоположны. Законы мира и законы
духа непримиримы. Двум господам служить нельзя, а господин мира есть диавол.
"Этот" век и "грядущий" век - два врага. И смысл
христианства состоит в бегстве от мира и из мира, т.е. в неуклонном угашении
своего земного человеческого естества. Надо возненавидеть все мирское и
отдалить его от себя, иначе оно само отдалит нас от Бога. Все мирские блага,
"все сотворенное" надо почитать чужим и не желать этих вещей.
Христианин не должен вступать в брак, не смеет приобретать собственность, не
должен служить государству. Мало того: ему подобает молиться - "да прейдет
мир сей" и да сократятся его дни. Сам же он должен обречь свою плоть
увяданию или медленному "умерщвлению" под страхом "лишиться
последнего благословения". Ему подобает стыдиться того, что у него есть
тело и телесные потребности. Он должен приучиться видеть врага в своей плоти и
гнушаться ею: здоровое тело должно быть ему нежелательно: оно должно стать на
земле, как изваяние или "истукан", и сам он должен жить так, как если
бы его совсем "не было в мире сем"[10].
Таковы
последовательные выводы из мироотречности.
Что
остается делать в мире такому христианину? Какую он может творить культуру? За
что ему бороться "в этом мире", что отстаивать? Если Христос пришел в
мир, учил и страдал для того, чтобы увести своих учеников из мира и научить их
отвращению ко всякому мирскому естеству, то самая идея "христианской
культуры" на земле есть идея ложная и несостоятельная. У такого
христианина нет родины на земле, ибо она у него в небесах. Какая может быть у
такого отшельника забота о правосознании, о правопорядке, о суде и
справедливости? Какая печаль столпнику от того, что гибнет хозяйство, что
извращается наука, что горят музеи? Он призван вместе с Афинагором и
Тертуллиапом "презирать мир и помышлять о смерти"... И если
христианство отвергает "мир", материю, природу, тело, хозяйство,
собственность, государство, науку, искусство и с ними все земные дела, - то оно
не может ни вести человека в этом мире, ни учить и вдохновлять человека в этом
мире: оно может только уводить его из этого мира. Благословить его на земную
жизнь и вдохновить его к этой жизни оно не в состоянии. Тогда оказывается, что
земная жизнь дана человеку не для того, чтобы он в ней жил и творил, славя Бога
своею жизнью и своим творчеством (идея христианской культуры!), а для того, чтобы
он не принимал ее и учился медленному самоумерщвлению: истинный христианин не
имеет на земле творческого призвания и творческой цели.
И
когда окидываешь взором историю культурного человечества за последние века и
видишь этот процесс отхода масс от церкви и христианства, то иногда невольно
спрашиваешь себя, не объясняется ли этот процесс, помимо массового духовного
кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе этого
мироотречнаго уклона, который учит покаянно уходить от мира и из мира, но не
учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию?
Если
же обратиться к Первоисточникам Нового Завета и внимательно исследовать их, то
придется прийти к выводу, что понятие "мира" употребляется ими в
нескольких различных значениях и что самая проблема "отвержения" и
"приятия" "мира" должна разрешаться в связи с этим
различно. Так иногда под "миром" разумеется все мироздание в целом,
как оно сотворено самим Богом[11]; иногда же "миром" именуется вся
совокупность народов, которым должно быть проповедано Евангелие[12]. Вряд ли
можно допустить, чтобы Христос учил нас отвергать творение Божие или же всю
совокупность народов, чающих благовестие и имеющих получить его... Одно это
сопоставление различных мест Писания должно научить нас чрезвычайной
осторожности в разрешении этой проблемы. Какой же мир и в каком смысле
"отвергается" или "принимается" Новым Заветом?
В
Евангелии и в Посланиях "мир" отвергается лишь постольку, поскольку
он сам отпал от Бога, и вот, - противостоит Ему, как самостоятельный, чуждый
Ему и далекий; это есть мир, утверждающий себя "без" Бога и
"против" Бога, в качестве самостоятельной ценности и реальности; -
мир, искушающий и прельщающий человека, пробуждающий "своими
сквернами" его похоть (ср. Мк.4,9.; 2Петра.2,20.; Тим.4,10 и др.) и
ведущий его к диаволу. Именно поэтому и постольку "мир" "лежит
во зле" (3Иоан.5,19) и подчинен "князю мира сего"
(Иоан.12,31;14,30;16,11); именно постольку "дружба с миром есть вражда
против Бога" и "кто хочет быть другом миру, тот становится врагом
Богу" (Иак.4,4).
Христианин
не может и не должен любить такой мир: "Не любите мира, ни того, что в
мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир
проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век"
(3Иоан.2.15,17). Такой "мир" не может познать Бога (Иоан.1,10;17,25);
он ненавидит Христа и его учеников (Иоан.7,7;8,23;15,18;17,14); он приемлет и
признает "своих" (Иоан.15,19). Но Христос "победил" этот
мир (Иоан.16,33); "и всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть
победа, победившая мир, вера наша" (3Иоан.5,4). То, что в "этом
мире" считается "немудрым, немощным, "незнатным",
"уничиженным" - может оказаться пред лицом Божиим достойным и
"избранным" (3Кор.1,27,29). В "этом мире" - свои, дурные
радости и своя, неспасительная печаль (2Кор.7,10). "Образ" его
преходящ (1Кор.7,31); и "сообразоваться с ним" верующие не должны
(Римл.12,2), ибо в нем живут "соблазны" (Мф.18,7), которым и
предаются "люди мира сего" (Лк.12,30): они и будут судимы и осуждены
вместе с ним (1Кор.11,32).
Но
напрасно было бы толковать это мироотвержение как хулу на созданную Богом
вселенную или как коренное опорочение человеческого естества и его грядущей
судьбы.
Вселенная
создана Богом - и небо, и земля, и море и "все, что в них"; и Бог
есть "Господь неба и земли" (Мф.11,25; Лк.10,21). "Им создано
все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое. И Он есть прежде
всего, и все Им стоит" (Кол.1,16-17; срв. Еф.3,15; срв.
Деян.4,24;14,15;17,24). Так, что "сила Его и Божество" "от
создания мира" "видимы""через рассматривание творений"
(Римл.1,20). Поэтому объективный состав Бого-созданного мира отнюдь не подлежит
хуле и отвержению.
Но
это относится и к человеку. Человечество не отвергнуто Богом, а потому не может
отвергаться и нами. Напротив, Бог спасает и просвещает человека. "Так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в
Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3,16), "чтобы мир спасен
был чрез Него" (Иоан.3,17). Христос есть "Агнец Божий, Который берет
на Себя грех мира" (Иоан.1,29); "Он есть умилостивление за
грехи"... "всего мира (1Иоан.2,2) и в Нем Бог "примирил с Собою
мир" (2Кор.5,19. Кол.1,20). Именно поэтому Христос говорит о Себе: "Я
свет миру" (Иоан.8,12; ср. Иоан.3,19 и сл.); а об Апостолах: "Вы свет
мира" (Мф.5,14); и указует, что Евангелие "должно быть
проповедано" "во всех народах" (Мк.13,10), и "по всей
вселенной" (Мф.24,14)...
Все
это означает, что "мир" отвергается, поскольку он не в Боге или
против Бога, не во Христе, или против Христа; поскольку он есть источник или
орудие безбожной похоти; и что мир приемлется, как созданный Богом и получивший
от Бога свой смысл и свое предназначение. Смысл же этот выражается словами:
"Я победил мир" (Иоан.16,33); и потому: "дана Мне всякая власть
на небе и на земле" (Мф.28,18); и еще: "все предано Мне Отцом
Моим" (Мф.11,27). А предназначение мира таково, чтобы состоялось "устроение
полноты времен" и чтобы "все небесное и земное соединить под главою
Христом" (Еф.1,10). В этом и выражается идея и задание христианской
культуры.
Вот
почему вся живая и глубокая традиция христианства не остановилась на отвержении
богосотворенного мира и истолковала учение Христа в ином смысле. Она отвела
аскезе значение драгоценного средства, очищающего душу и освобождающего ее; она
выработала целую систему душевного очищения (монашество). Согласно этому,
аскеза есть путь, ведущий к постижению Бога "в небе" и "на земле",
"мироотвержение" же не является основною и последнею задачей
христианина. Напротив, христианство приняло мир, благословило человека в мире и
стало учить его не только христианскому умиранию, но и христианской жизни, и
творческому труду.
Как
же не принять мир, когда он создан Богом, "возлюблен" Им, спасен,
просвещен, искуплен и отдан во власть Христу, Сыну Божию? Когда "не
нуждающийся ни в каких благах Бог для человека устроил небо, землю и стихии,
доставляя ему через них всякое наслаждение благами" (Антоний Великий);
когда в мире "нет ни одного места, которого не касалось бы
Промышление" Божие, "где бы не было Бога", так, что желающий
"зреть Его" должен только смотреть "на благоустройство всего и
Промышление о всем" (Антоний Великий)? И вся "эта сотворенная
природа" есть ни что иное, как великая "книга", в которой
человек, "когда хочет", может читать "словеса Божии"
(Евагрий Монах)? И когда христианину дано великое задание не только проповедать
Христа во всей вселенной, но и внести Дух Его во все "земное"?
По
истине Христос принял мир и воплотился не для того, чтобы научить нас отвергать
мир, понося и презирая создание Божие; но для того, чтобы дать нам возможность
и указать нам путь верного, христианского мироприятия; чтобы научить нас верно
принимать и творчески нести бремя вещественности (плоти)[13] и бремя
человечески-душевного разъединения (индивидуальности); чтобы научить нас жить
на земле в лучах Царствия Божия. Мы не выше Христа, а Христос принял земную
жизнь и вернул ее в благодатном сиянии. И тот, кто принимает мир, тот включает
в свой жизненный путь творческое делание в этом мире, т.е. совершенствование в
духе - и себя самого, и ближних, и вещей; а в этом и состоит по существу
христианская культура.
Человеку
"от природы", следовательно от Бога, дан некий способ земного бытия:
трехмерная живая телесность; душа с ее разнообразными функциями и силами,
индивидуальная форма жизни и инстинкта; сила любви и размножения; голод и
болезни, сопричисленность к вещам и животным на положении их разумного и
благого господина; раздельность и множественность людей; необходимость
творческого труда и хозяйственного предвидения; климат, раса, язык и т.д. Из
этого, данного нам способа земной жизни вытекает множество неизбежных для нас
жизненных положений, заданий и обязанностей, которые мы и должны принять,
осветить и освятить лучом Христианского Откровения, и изжить практически, в
трудах, опасностях и страданиях, приближаясь к Божественному и одолевая
противобожественное. Своим воплощением Христос не отверг этот способ бытия, а
принял его и победил его. И нам надлежит идти Его путем и творить Его дело, как
волю Отца, - но не "по ветхой букве" (Римл.7,6), а "от
сердца" (Римл.6,17), и "не под законом" (Римл.6,15), а в свободе
и "в обновлении духа" (Римл.7,6).
Это
значит, что нам надлежит приять - и полевые лилии, и птиц небесных, и
пастушество, и плотничество, и осла; и золото с ладаном и смирною; и хлеб, и
рыбу, и вино, и радость брака; и подать, церковную и государственную; и власть
Пилата, данную ему свыше; и вервие для торгующих в храме; и трепет вещего и
грозного слова; и пение ангельское, несущее смертным весть о Боге. Нам надлежит
принять все это, как дар и как задание; как христианское средство, ведущее к
христианской цели; как жизненное творчество, имеющее создать христианскую культуру.
И принять все это мы должны "как свободные, не как употребляющие свободу
для прикрытия зла, но как рабы Божии (1Петр.2,16).
В
первые века нередко думали, что надо принять Христа и отвергнуть мир.
"Цивилизованное" человечество наших дней - принимает мир и отвергает
Христа. А в средние века Запад выдвинул еще иной соблазн: сохранить имя Христа
и приспособить искаженный иудаизмом дух Его учения к лукаво-изворотливому и
властолюбивому приятию не преображаемого мира.
Верный
же исход в том, чтобы приять мир вследствие приятия Христа и на этом построить
христианскую культуру...; чтобы, исходя из духа Христова - благословить,
осмыслить и творчески преобразить мир; не осудить его внешнеестественный строй
и закон, и не обезсилить его душевную мощь, но одолеть все это, преобразить и
прекрасно оформить любовию, волею и мыслью, трудом, творчеством и вдохновением.
Это
и есть идея православного христианства.
Основное
искание Православия в этой сфере - освятить каждый миг земного труда и
страдания: от крещения и молитвы роженице до отходной молитвы, отпевания и
сорокоуста; и в молитве перед началом учения; и в призыве: "даждь, дождь
земле алчущей, Спасе!"; и в освящении пшеницы, вина и елея; и особенно во
всех таинствах; и в чине священного коронования, и в присяге государю; и в чине
освящения знамен, благословения воинских оружий или судна ратного "на
супротивные" отпускаемого... Православие было искони мироприемлюще: и в
отшельнике, примиряющем князей, и в епископе, наставляющем или укоряющем своего
государя; и в хозяйствующем монастыре; и в монастырском осадном сидении; и в
православных Патриархах, и в православных старцах, и в исповедничестве
православного духовенства, ныне замучиваемого в России от коммунистов; и в этой
дивной молитве сеятеля: "Боже! устрой и умножь, и возрасти на долю всякого
человека, трудящегося и голодного, мимоидущего и посягающего"...; и в
нашем искусстве - от Дионисия до Нестерова, от сладкогласия киевских распевов
до "Жизни за Царя" Глинки, от древнего малого храма в крепости Иван-Город
до Храма Христа Спасителя в Москве. И когда митрополит Филарет вступает в
поэтическую переписку с Пушкиным; и когда поколение за поколением читало на
старейшем русском Университете в Москве как призыв и обетование: "Свет
Христов просвещает всех"; и когда православный старец посылает своего
послушника Борисова на Новую Землю писать "чудеса природы Божией" и
его светские полярные ландшафты потрясают сердца европейцев своею
значительностью и величием; и когда мы отдаем себе отчет в том, что дали
русскому просвещению и русской интеллигенции Троицкая Лавра и Оптина Пустынь, -
то православное мироприятие предстает перед нами во всей своей верности и
глубине.
Русское
Православие не мыслит мира внехристианским или "светским". Напротив,
- христианское просвещение и просветление мира является его прямым заданием.
Ему "есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле" и
притом потому, что оно имеет в этом мире великую и священную миссию.
Царство
Христово "не от мира сего" (Иоан.18,36), но о нем возвещено миру и
человечеству; и поэтому его идея высказана для мира сего, как призвание и
обетование. Неверно думать, что Царство Божие подобно земным царствам. Также
неверно думать, будто оно существует для мира сего. Но "мир сей"
существует, как величайшее поле (ср. Мф.13,38) для посева и возрастания Царства
Божия. Евангельское благовестие состоит не в том, что земля и небо
противоположны и несоединимы, ибо земля обречена греху и люди суть дети греха;
но в том, что небо уже сошло на землю в лице Богочеловека, что "приблизилось
Царство Небесное" (Мф.4,17; ср. Мф.12,28; Мк.1,15;
Лк.4,43;10,9;10,11;11,20;21,31 и др.), что возможность и реальность
негреховного мироприятия и миропреображения даны и удостоверены. Евангелие
несет миру не проклятие, а обетование; а человеку - не умирание, а спасение и
радость. Оно учит не бегству из мира, а христианизации его. Поэтому
христианское мироотвержение - есть или условно временная, душеочистительная
установка монаха, "отвергающего", чтобы "приобрести вновь",
закрывающего глаза, чтобы прозреть, ищущего уединения и сосредоточения, для
того, чтобы по новому воспринять Бога, человека и мир; тогда христианин
"отвергает" не Божий мир, как объективный предмет, а свои страсти и
страстные содержания своего опыта, и, очистившись и прозрев, убеждается, что
"нет ничего в себе самом нечистого", ибо "только почитающему
что-либо нечистым, тому нечисто" (Римл.14,14-20)... Или же мироотвержение
есть слепота, помрачение духа, посягание на хулу и тяга к ереси; это есть путь
от духовного скопчества к телесному.
И
вот - наука, искусство, государство и хозяйство суть как бы те духовные руки,
которыми человечество берет мир. И задача христианства не в том, чтобы
изуверски отсечь эти руки, а в том, чтобы пронизать их труд изнутри живым
духом, воспринятым от Христа. Христианство имеет в мире свое великое волевое
задание, которого многие не постигают. Это задание может быть обозначено, как
создание христианской культуры.
Ныне
же, когда вредоносное явление безбожной науки, когда страшная сила
религиозно-безсмысленного государства, когда внутренняя обреченность
безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусства
- наполняют Божью землю расплясавшимися харями, христиане не могут ни
отвернуться от этого зрелища, провозглашая "нейтралитет, ни укрыться за словесное
"мироотвержение" и "непротивление". Напротив, они должны
найти в себе веру и волю для искреннего творческого христианского мироприятия и
для борьбы за свое поле и за свой посев. Тогда начнется исцеление!
6. КУЛЬТУРА И ЦЕРКОВЬ
Создание
христианской культуры есть задача, поставленная перед человечеством две тысячи
лет тому назад и им не разрешенная. Эта задача и не может быть разрешена одною
эпохою, одним народом, одним поколением, раз навсегда, ибо каждая эпоха и
каждый народ и каждое поколение должны стремиться к разрешению ее по-своему, -
по-своему достигая и не достигая. Проникнуться духом Христова учения и излить
этот дух в свою жизнь и в мир вещественный, - вот эта задача, раскрывающая всем
и каждому великую внутреннюю свободу и великий творческий простор во внешнем
мире. И понятно, что духовные облики людей, стремившихся и достигавших,
остаются драгоценным и незабываемым достоянием в истории христианской культуры;
и материальные облики вещей, созданных людьми из этого духа, должны цениться и беречься
в назидание потомству так же, как и рожденные из этого духа законы,
установления и способы совместной жизни. Все земное, затронутое или проникнутое
Духом Христовым, входит в христианскую культуру и в ее историю, все светит из
прошлого в будущее, все учит и ведет людей. Но и этого мало, ибо по слову
Апостола "всякий делающий правду рожден от Него" (3Иоан.2,29) и
"всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (3Иоан.4,7). Поэтому
свет Христианства освещает нам не только жизнь христианских народов за две
тысячи лет, но и жизнь нехристианских народов, как за время, истекшее после
Рождества Христова, так и за время ему предшествующее. Именно поэтому все
чистое, глубокое, благородное и художественное, что когда-нибудь появилось на
земле или дошло до нас, испытывается нами, христианами, как близкое,
родственное нам по духу, как подлинно великое и драгоценное, незримо навеянное
силой веруемого нами Господа, еще не открывшегося человеческому сознанию, но
таинственно вдохновлявшего человеческие сердца. Так мы созерцаем и ценим
Конфуция, Лаотзе и Будду, Зороастра и Аменотепа IV, Гераклита, Сократа и
Платона, Марка Аврелия и Сенеку, псалмы Давида, - египетское и греческое
искусство, царствование Александра Македонского и императора Адриана,
жертвенный патриотизм инки и японца. И всюду, где человек живет в творческой
любви или отдает жизнь свою за других, или молится Богу "неизреченными
воздыханиями", - мы чуем духом Дух нашего Учителя и видим вселенское
братство во Христе.
Вследствие
всего этого мы отнюдь не представляем себе дела так, будто ближайшие поколения
людей могут и должны "создать христианскую культуру"... Не создать, а
вновь вступить на путь этого созидания, вернуться к нему и возобновить этот
прервавшийся процесс. Иными словами: возродить в себе христианский дух и акт, и
провести его в жизненнотворческое движение. Мы не думаем также, что современная
секуляризованная и нехристианская культура подлежит целиком осуждению или
отвержению, - ни наука, ни искусство, ни право, ни национальное движение, ни
хозяйство, но они подлежат творческому пересмотру и обновлению в духе
христианском. Это отнюдь не значит, что наука должна будет включить
христианские догматы в состав своих "рабочих гипотез" и
"теорий", что искусство будет сводиться к уставной иконописи и
храмовой архитектуре, что каноническое право станет образцом для всякого
законодателя; что национализм исчезнет под давлением "вселенскости",
а хозяйство вернется к первобытности евангельских времен. Представлять себе
дело так, значит поистине впадать в буквоедческую прямолинейность и
разрушительное изуверство, и главное, - забывать основную аксиому христианства,
которая гласит, что всякое совершенствование начинается с сердца и совершается
в свободе. Именно так мы представляем себе творчество христианской культуры:
сердца людей, потрясенные уже пережитыми и еще предстоящими бедствиями,
вызванными духом безбожия и противохристианства, начнут свободно возвращаться к
созерцанию Христа и к внесению даров Его Духа в жизнь и в культуру. Нам не дано
предвидеть, когда это начнется, и как это будет протекать - мы можем только
показать желательность и возможность этого нелегкого и длительного процесса.
Мы
должны установить, что процесс этот должен быть не внешне-принудительным, но
именно внутренним, идущим от сердца, и свободным, совершающимся в порядке
добровольного творчества. Иначе он не будет соответствовать духу Христа и
Евангелия и потому - просто не состоится. Он не может быть
"предписан" ни церковью, ни государством: и если кто-нибудь
попытается "предписывать" его в том или ином порядке, то из этого или
ничего не выйдет, или начнет выходить обратное. Творить христианскую культуру
возможно только в христианском духе и в христианском порядке; в порядке веры и
сердца, свободы и творчества, совести и созерцания. Все это возможно только в
порядке обращения сердец; а сердца будут обращаться к Богу, по-видимому, в
процессе страданий и разочарований. Вот почему многие из нас склонны думать,
что именно Россия, опередившая ныне в страдании и разочаровании все другие
народы, сможет первою вступить на этот путь.
Итак,
ни церковь, ни государство не могут и не должны предписывать созидания
христианской культуры: она должна твориться свободно. Они могут только
содействовать этому творчеству. Это свободное творчество может и должно начаться
в пределах самой церкви и затем передаться и в государственное строительство, и
во все сферы секулярной культуры. От этого в самой церкви возродится истинное
величие, сила водительная и пророческая, и она явится творческой хранительницей
христианского духа, его живым и авторитетным, но не властным, не принудительным
источником: источником христианской свободы, свободного созерцания и свободного
творчества[14]. Христиане призваны творить христианскую культуру не через
церковь, ибо нельзя вовлекать церковь в качестве орудия во все хозяйственные
трудности, во все политические распри, во все войны, ученые споры и
художественные блуждания; нельзя превращать церковь в некий властвующий союз,
отвечающий за все земные неудачи и бедствия: церковь имеет иное, высшее и
лучшее призвание. Точно также мы должны творить христианскую культуру не в
церкви: ибо это означало бы увести церковь от ее прямого назначения - блюсти
веру, таинства, чиноначалие и Дух Христов, - и расширить ее объем и ее
обязанности до поглощения всей жизни. Церковь ведет веру. Вера объемлет душу.
Душа творит культуру. Но церковь не объемлет всю жизнь человека и не "регулирует"
всю культуру человечества: ни в науке, ни в искусстве, ни в политике, ни в
хозяйстве. Все это творится людьми, укрепляющими и очищающими в церкви свой
христианский дух, но не действующими по церковному указанию или принуждению.
Времена Савонароллы и Кальвина прошли и не возвратятся. Помышлять о земной
"теократии" могут только церковные честолюбцы, лишенные трезвения и
смирения...
Вот
почему так важно ограничить духовную и культурно-творческую компетенцию церкви.
Церковь не есть ни политическая партия, ни государство. Она вообще не партия,
т.е. в буквальном смысле слова - не часть. Она призвана не к делению и
разделенности, а к мировому единству и всецелости ("кафоличности").
Тем более она не есть политическая партия.
Так
- церковь есть религиозный союз. Политическая партия не есть религиозный союз.
Церковь имеет догматы, таинства и каноны. Политическая партия не может и не
смеет их иметь. Церковь исходит из веры и ею строит дух человека. Политическая
партия исходит из соображений государственной целесообразности и хозяйственной
пользы и ими направляет внешнее поведение человека. Церковь по установлению
своему благодатна: она есть орудие Царства Божия. Политическая партия
устанавливается человеческим произволением и есть порождение земной
государственности. Церковь ищет перерождения души и духа. Политическая партия
ищет легального захвата государственной власти. Церковь не борется силою и
понуждением. Политическая партия добивается именно права бороться понуждением и
силою.
Итак,
по самому существу своему и по всему существу своему церковь не может и не
должна становиться политической партией и выступать с какой-нибудь партийной
программой культурного творчества. Церковь, сливающая или смешивающая себя с
какой бы то ни было политической партией, унижает и извращает свою природу,
связывая себя с одною партией и ограничивая для других партий доступ к себе,
церковь прикровенно становится партийной организацией. Принадлежность к
политической партии сама по себе не может быть тем смертным грехом, за который
полагается церковное отлучение. Связанность церкви с одною партией делает ее
партийной церковью; такая церковь низводит свое представление о Царстве Божием
до уровня политической программы и изменяет своей кафоличности; в то же время
она придает данной политической партии значение благодатной исключительности и
тем сеет величайший соблазн в душах.
Подобно
этому, Церковь не призвана к светской власти, к ее захвату или подчинению.
Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по
достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить
себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь,
пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство
и изменяет своему назначению.
Государство
не может действовать благодатно: установлять догматы, совершать таинства,
растить Царство Божие. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры,
ни для казни еретика или злодея, ни для войны. Безспорно, государство выше
политической партии так, как родина в целом выше своих частей; но и партия, и
государство остаются учреждениями человеческого порядка и земного ранга.
В
этом смысле Церковь "аполитична": задача политики не есть ее задача,
средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг.
Но
означает ли это, что Церковь не должна стоять в живом и творческом отношении ко
всей культуре народа, к бытию Родины и нации и к государственному
строительству? Отнюдь нет. И русская Православная Церковь в истории всегда
поддерживала и впредь будет поддерживать это отношение к культуре и
государственности.
Церкви
есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле. Ибо живая религия
есть не "одна сторона жизни", а сама жизнь и вся жизнь. Все, чем
живут или не живут люди - или уводит их от Царства Божия, или ведет их к нему;
и церковь может и должна иметь свое суждение обо всем этом, открытое,
авторитетное, ободряющее или осуждающее. Но это суждение должно иметь своим
мерилом именно закон Божий и Царство Божие, это суждение никогда не должно
проводиться в жизнь на путях светской государственности, не должно навязывать
верующим программу культурного творчества. Церковь вправе благословить и не
благословить, она вправе анафематствовать. И в суждениях своих она должна
блюсти полную религиозную свободу и независимость, не угождая людям и не
приспособляясь, а если надо, то приемля и гонения (Иоанн Златоуст, Филипп
Митрополит).
Члены
церковного союза подчинены государственным законам в своем внешнем поведении;
но совесть их не подчинена никаким государственным велениям. И, произнося свои
суждения и осуждения, Церковь отнюдь не вмешивается в политику и не стесняет
культурного творчества людей, но пребывает в пределах созидаемого и блюдомого
ею Царства Божия. Церковь призвана, церковь обязана указывать людям и царю, и
чиновникам, и парламентариям, и гражданам, и ученым, и поэтам, и живописцам, и
промышленникам, - то в личной беседе, то в проповеди, то во всенародном
воззвании, - где именно их дела, их установления или страсти вредят делу
Царства Божия. В этом ее учительная власть, от которой ее ничто и никак
освободить не может. И вторжением в политику это стало бы только тогда, если бы
Церковь подменила свое религиозное мерило земным, или обратилась бы к земным
политическим средствам; а свободу культурного творчества это нарушило бы только
тогда, если бы Церковь попыталась предписывать людям творческие способы их
жизни...
При
таком понимании дела Церковь, верная своему призванию, не может относиться
безразлично к тому, что именно делает государственная власть и какую именно
культуру творит народ. Промолчит ли она, если в народе возникнут кровавые и
жестокие игрища? или если распространятся формы публичного разврата? или если
университеты станут школою воинствующего безбожия? или если растленное искусство
станет орудием всеобщего соблазна, или если "черная месса" войдет в
погибельную моду? Промолчит ли она, если правительство узаконит многомужество и
многоженство? или разрешит торговлю гашишем? или отменит преподавание Закона
Божия? или установит избирательную систему, при которой право голоса будет
принадлежать только удостоверенным святотатцам? или введет декретом новую
обязательную религию, - магометанство или язычество? или начнет поддерживать
ростовщичество и эксплуатацию трудящихся по системе концентрационных лагерей? И
если церковь на все это не промолчит, то будет ли это "вторжением в
политику", в "царство кесаря", или же стеснением культурной
"свободы"? Нет, не будет: ибо Церковь судья во всем, на что падают
лучи Царства Божия, не исключая и самых вопросов государственного устройства,
включая и всё жизненно-культурное творчество народа.
Народ
творит. Государство правит. Церковь учит. Во внешнем - государство властвует
над народом; в земном - государство повелевает и Церкви. Но во внутреннем и
благодатном - Церковь учит и народ и правителей; она учит правителей, не
покушаясь на учреждающую и упорядочивающую власть государства; она учит народ,
не покушаясь на свободу его творчества. Народ есть источник жизненной силы и
созидания; Церковь есть источник благодатной мудрости; государство есть
источник внешнего порядка и мира. Государство есть оборона и опора независимой
Церкви; а Церковь есть духовник и ангел-хранитель христианского государства.
Но
земная культура творится не государством и не церковью, а народом: многим
множеством свободно дышащих, и созерцающих индивидуальностей. И потому ни
государство, ни Церковь не должны помышлять о том, чтобы подавить, вытеснить
или заменить это творческое дыхание людей, создающих христианскую культуру. А
Церковь должна оставаться творческой хранительницей, живым и авторитетным
источником того христианского духа, из которого народ только и может создавать
христианскую культуру на земле.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Ильин Иван Александрович, известный религиозный и политический
мыслитель ХХ века (из брошюры И.А.Ильин «Основы
христианской культуры», Женева, 1937
г.)
Примечания:
[9]
При этом я имею в виду не великую очистительную традицию монашества, о
назначении которого я выскажусь ниже, а буддийскую струю, отвергающую не только
грешность личной души и ее жизненных содержаний, но и самый предмет, именуемый
миром, и доживает свой удел, как бы не присутствуя на земле, томясь о скорой
смерти, в виде почти бестелесного духа...
[10]
Эти идеи, изложенные здесь в выражениях первоисточников, мы находим в древних
памятниках христианской литературы: "Дидахэ", Второе послание
Климента к Коринфянам, "Пастырь Ерма", а также у Монтанистов, у
Татиана, Оригена и других. Отголоски этого отвержения мира и тела мы находим и
позднее в III-IV веках, напр., у Антония Великого (ср., напр., Добротолюбие том
III. стр. 43,80,83,109,119); см. там же у Аввы Исайи (стр. 427). Ср. у проф.
И.В. Попова "Конспект лекций по Патрологии".
[11]
Напр., Римл. 120; Ефес. 1.4; Евр. 4.3; Евр. 9.26; 1 Петра 1.20 и др.
[12]
Напр., Мтф. 26. 13., срв. 24 14: Мрк. 14. 9., срв. 13. 10; особ Мрк. 16. 15:
"идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари".
[13]
По выражению Апостола Павла: "вещественных начал мира". Гал 4.
[14]
Только совсем ограниченные и невежественные люди могут помышлять здесь о
возвращении к средним векам.