Давно известно: слово имеет
божественное происхождение. Сам Христос есть Слово, воплощённое в плоть. Но
сегодня в России повсюду звучит ругань и матерная брань. Нецензурно выражаются
политики, писатели, артисты, пенсионеры, молодежь и даже школьники. Совсем мало
осталось тех, кто умеет хранить чистые уста. В последние годы произошла
катастрофическая инфляция слова - этого драгоценного дара Божия.
«Какое сокровище расточает
человек, какой высокий дар попирает и повергает, какую могущественную и
благотворную силу делает бездейственною и мёртвою или, напротив, злотворною,
когда употребл*ет слово не для истины, правды и благости, но на празднословие,
на срамословие, на ложь, обман и клевету!» - восклицал святитель Филарет,
митрополит Московский.
С чистоты мысли и слова должно
начинаться всякое истинное оздоровление каждой души человеческой. Вот почему
так важно прочувствовать значение слова и научиться правильному отношению к
нему.
Опыт и мудрость святых отцов
может помочь нам в этом. Характерным моментом для всех подвижников святости и
благочестия было предельно бережное, благоговейное отношение к каждому слову,
каждой мысли и даже помыслу.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ - ОБ ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ
«От слов своих оправдаешься, и от
слов своих осудишься» (Мф. 12:36)
Как широко распространилась нынче
привычка говорить много и легковесно, не от сердца, а поверхностно, словно
порхая, пустозвонно и никого ни к чему не обязывающе! Но выхолощенное, лживое
слово не проникает глубоко в душу, не трогает её. Святоотеческая мудрость,
напротив, учит гармонии мысли, слова и действия.
«Мысль наша, - пишет святитель
Василий Великий, - как скоро облечётся в звук, переносится в слове, как бы в
челноке, и, переплыв через воздух, переходит от говорящего к слушающему». «На
язык будь скуп, - наставляет святитель Григорий Богослов, - потому, что он
весьма способен делать вред, и чем скорее его движения, тем меньше пользы».
«Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, -
утверждает преподобный Филофей Синайский, - и ничто так сильно не расстраивает
и не истребляет богатство душевное».
Недаром святые отцы так ценили
молчание и предостерегали от многословия. Один из них советовал ученику
говорить только тогда, когда сказанное будет лучше, чем удержанное в мыслях.
Известно, что в старое время часто практиковались словесные посты, а история
сохранила имена великих молчальников, отказавшихся от контактов с миром.
СКВЕРНОСЛОВИЕ - ВЫЗОВ ДОБРУ
В Священном Писании читаем: «Удар
бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости» (Сир. 28:20). Таким ударом
является сквернословие, восходящее к миру зла, а отец зла - дьявол.
Сквернословие - не просто скверные слова, это соответствующие вибрации души,
изливающие мерзость в эфирное пространство. Это вызов добру, правде, любви и
Самому Богу. Гнуснейшей составной частью сквернословия является матерная брань,
истоки которой уходят в далёкую древность, к страшным временам
татаро-монгольского нашествия. Тогда осквернение всего святого и растление
матушки-Руси сопровождалось особым, язычески изысканным глумлением с
соответствующими смысловыми выражениями. Это было воспринято и укоренено, да
так, что это позорное пятно смрада, с необычайной крепостью и силой впитавшееся
в душу русского народа, не удаётся вывести и по сей день.
Мат не есть всего лишь слова, это
образ жизни, образ внутренней организации человека. Как тень, рядом с ним ходят
разврат, жестокость, хамство, цинизм. И всегда - безверие. Мат - медленное
самоубийство нашей нации. Это безумная заявка на добровольное истребление
народа.
«Никогда на Святой Руси не было
традиции пошлой брани, - пишет Н.СУХИНИНА в статье «Человеку слово дано, скоту
- немота». - Она завезена к нам для уничтожения святости, для попрания её
устоев. И все мы, лёгкие на пошлую брань, - диверсанты в своем Отечестве. В
собственном доме надлежит быть хозяином. Ещё во времена царя Михаила
Феодоровича у некоторых чиновников была такая обязанность: они переодевались,
брали двух-трех стрельцов и шли на рынки, ярмарки - туда, где скопление людей.
Ходили между рядами, приценивались для порядка, а сами слушали, кто что
говорит. Вдруг на тебе! Хлестнул кто-то кого-то поганым словцом - и попался,
голубчик! Стрельцы хватали бедолагу и тут же прилюдно пороли розгами! Дабы
другим неповадно было».
МУДРЫЙ ОТВЕТ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ
«В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог». (Ин. 1:1).
Однажды некая знатная особа
посетила Косьмо-Дамианскую обитель и нашла, что её насельницы живут весьма
бедно. Дама предложила большое пожертвование на улучшение материального быта
сестёр, но настоятельница монастыря преподобная Елизавета-чудотворица
возразила:
- В ваших сокровищах сестры этой
обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих
сокровищ.
- Где же они?
- Эти сокровища они хранят в
своём сердце.
- Какое же наиболее ценное
сокровище у сестёр?
- У всякого человека самое
дорогое сокровище - дар слова. Это отпечаток божественности, признак того, что
имеющий этот дар - существо не земное, а небесное, где источник всяких даров,
где преимущественно обитает Само Слово, Сын Божий Иисус Христос, Спаситель
мира.
- Но я заметила, что монахини
очень мало пользуются этим даром.
- Да, - согласилась Елизавета, -
потому что это - сокровище. Что сталось бы с вашим богатством, если бы вы
начали необдуманно и без разбора разбрасывать его направо и налево? Так и дар
слова. Если мы будем им пользоваться неразумно, он скоро потеряет своё значение
и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с
должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины раздаются нуждающимся с
надлежащей рассудительностью, тогда это сокровище имеет великое значение и
никогда не истощается.
ЕВА И ЯЗЫК ИСКУСИТЕЛЯ
Вначале Ева изменила языку Бога,
потом, как следствие, - родному языку Адама. Всё самое погибельное началось с
порчи (девой-праматерью) богоданного языка - и завершается тем же. С тех пор
плоть Евы объязычилась, возымела чужой язык. О грехе праматери в женском
естестве навсегда осталась материнская память.
И по сей день в каждой деве-жене,
лишённой крепкой веры, возбуждается райский диалог с искусителем на новый лад.
Отсюда проистекает антропологический закон: изучение инязов пробуждает помыслы
о блуде, блуд пробуждает желание изучать инязы, потом возникает обожание чужих
стран, страсть к свободе связей без границ, развал семей или скрепление их
деньгами по контракту, нарождаются интердети-общечеловеки. Так планета
населяется безкорневым племенем вавилонян.
О войне Наполеона наш народ
говорил: «Двадцать языков нашло на Святую Русь». Но тогда мы называли языками
просто варварские и дикие народы. Справились и выгнали их. Сегодня уже не
народы, а их инязы заполонили нашу страну. Зачем так сверхактивно их преподают
и вдалбливают в головы наших детей? Смотрите, зачем...
По свидетельствам преподавателей
одной из самых престижных гимназий Питера, где английский преподают с первых
классов, три выпуска подряд в полном составе(!) навсегда уехали в Канаду. Как
точно сбываются слова писателя А.С.ШИШКОВА, сказанные примерно два века назад:
«Русский человек, воспитанный французом, всегда будет больше француз, нежели
русский».
Обучение инязам, особенно с малых
лет, необратимо перестраивает мозг, формирует его, стирает родные извилины,
делая людей оборотнями и безродными общечеловеками. Психолингвисты доказали:
только родной язык, как целостная смысловая система, настроен на внутренние
струны души и ума человека. Активно же изучаемый иняз всегда является системой
знаковой (разделительной!), что вносит в мышление иные цели, глушит и забивает,
как сорняк, родные языковые корни.
Чтобы изучать инязы, нужно иметь
беззаветную любовь к родине, духовно воспитанную в крепкой семье и в обществе:
это и даёт здоровый иммунитет против всякой чужеродной нечисти. Запад, внедрив
во все сферы нашей жизни невиданный, веками накопленный разврат и безнравственность,
нанёс нам САМЫЙ СТРАШНЫЙ В ИСТОРИИ УДАР по семье, материнству и детству. И нет
ничего разрушительнее по своим последствиям, ибо семья - колыбель языка-народа,
которая даже при социализме ограждалась у нас бетонными стенами и железным
занавесом, охранялась всеми ответственными органами и государственной
идеологией.
Так лукавый соединяет конец
истории с её началом: от поражения первой Евы в Раю к уничтожению беззащитной
девы-жены-матери в русском доме Пресвятой Богородицы. Только вера оставлена
людям как знание-ведение невидимого Бога, а Новый Завет вооружил верных живым
словом правды. Родоначальница языка спасения - Пречистая Богородица, а
пребывает язык до скончания века в лоне святой Матери Церкви. Потому каждая
мать, пробуждая веру в своих детях, делает первый шаг к их спасению.
Доктор философских наук Георгий
Еммельяненко
|