Образ Неопалимой Купины восходит
к тексту библейской книги Исход, где
описано явление пророку Моисею объятого пламенем, но не сгоравшего тернового
куста (купины). В новозаветной традиции этот образ осмыслялся как пророчество о
Богоматери, «неопалимо» вместившей в себя огненное естество Бога Сына и
родившей миру Богочеловека Иисуса Христа. Эта идея развивается в многочисленных
богослужебных текстах и песнопениях, в которых Богородица прославляется за
небесную чистоту и именуется «Неопалимой Купиной»: «Якоже купина несгораше
опаляема, тако, Дева, родила еси»; «Радуйся, Купино неопалимая».
В центре иконы – поясное
изображение Богоматери с Младенцем во славе. Благословляющий Христос восседает
на левой руке Богоматери, как на троне. Их облачения необычны по цвету:
Богоматерь представлена в тёмно-синем «облачном» мафории, а Младенец – в
тёмно-красном хитоне, ассоциирующемся с пламенем купины, и охристом гиматии. На
груди Богородицы, на фоне одежд, видны гора и шестигранная башня, внутри
которой помещено оглавное изображение Христа в архиерейской митре. Это
символические образы, связанные с другими ветхозаветными пророчествами о
Боговоплощении. Гора напоминает о толковании пророком Даниилом сна вавилонского
царя Навуходоносора, который увидел, как огромный истукан был сокрушён камнем,
чудесным образом («нерукосечно») оторвавшимся от горы. В новозаветной традиции
эти образы воспринимались как символические указания на небесную чистоту
Богоматери – «Горы Нерукосечной» – и
Воплощение через Неё Спасителя, ставшего краеугольным Камнем христианской
Церкви. Башня с изображением Христа Великого Архиерея соотносится с
пророчеством Иезекииля о грядущем Новом Иерусалиме и возведении Иерусалимского
храма. Врата храма «будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь
Бог Израилев пошёл ими, и они будут затворены». Согласно святоотеческим
толкованиям, образ башни (града, храма) указывал на Воплощение Бога Сына через
Богородицу. В церковных песнопениях она прославлялась как «Нерушимая стена» и
«Храм Бога Живого».
Изображение Богоматери с
Младенцем окружено двухцветной славой, образованной пересечением двух ромбов.
Зелёный цвет одного из них символизирует «несгораемость» купины, вечную жизнь,
даруемую миру через Боговоплощение. Красный ромб напоминает о цвете пламени,
объявшего купину, и ассоциируется с Божественным огнём, светом рая. В его углах
находятся изображения четырёх апокалиптических существ. На основе
святоотеческих толкований они отождествлялись с четырьмя евангелистами,
разнёсшими благую весть о рождении Христа по всей вселенной: ангел – с Матфеем,
орёл – с Иоанном, телец – с Лукой, лев – с Марком. Другая важная тема иконы –
служение ангелов Богоматери и их поклонение чуду рождения Богочеловека Иисуса
Христа от Девы. Изображения небесных сил находятся в углах зелёного ромба славы
(ангелы «творяше» ветер, дождь, бурю, мороз), а также в разноцветных сегментах
с волнистыми краями, вписанных между углами ромбов. Среди них архангелы и
безымянные ангелы – властители стихий со своими эмблемами, олицетворяющими
славу и силу Божию: благочестие, разум, очищение, страх, премудрость.
Существует несколько литературных
источников иконографии этих относительно редких для древне-русского искусства
персонажей. Один из них –Толковая Палея – книга, где кратко излагаются и
комментируются ветхозаветные события. Другие источники откровенно
апокрифического характера, как, например, книга Еноха: «… и показали мне двести
ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах. И показали мне
там море огромное, больше моря земного, и ангелов, летающих на крыльях своих. И
показали мне сокровища снега и холода, и ангелов грозных, охраняющих сокровища
те... И показали мне сокровища росы, которая как клей масличный, и ангелов,
хранящих сокровища те. И на вид они словно цветы земные». Возможно, изображения
небесных сил на иконе были связаны также с темой пророчества о Втором
Пришествии Христа. В четырёх углах иконы, на полях, представлены видения
ветхозаветных пророков Моисея, Исайи, Иезекииля и Иакова. Вверху слева
располагается изображение Богоматери Воплощение в обрамлении ветвей горящей и
несгораемой купины перед пророком Моисеем, а справа – видение праотцу Иессею
древа, от корня которого «процветёт» Христос. Вторая сцена, изображающая
Спящего праотца Иессея, связана с предсказанием пророка Исайи: «И произойдёт
отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдёт от корня его; и почиет на нём дух
Господень, дух премудрости и разума…».
В двух нижних углах иконы
представлены видение Иерусалимского храма пророку Иезекиилю (внутри храма видна
фигура Христа) и видение лествицы праотцу Иакову. Согласно святоотеческим
толкованиям, стоявшая на земле и касавшаяся неба лестница, по которой восходили
и нисходили ангелы, знаменовала грядущее восстановление связи между горним и
дольним мирами, утраченной после грехопадения. Эта связь была обретена вновь
через Богоматерь, ставшую «Храмом телесным» для Бога Сына.
На иконе много надписей. Они
лентой обрамляют нимбы и тактично дополняют колористический строй памятника.
Расположенные практически около каждого изображения тексты надписей уточняют их
содержание.
Е.В.Гладышева, В.И.Вахрина
«Наука и религия»