Но более всего
Библия смущает мыслящего человека своими повествованиями о чуде. Последнее
кажется нарушением законов природы.
Если это можно сказать о чудесах легенд и их
апокрифических евангелий, то совершенно нельзя это утверждать о чудесах Слова
Божия. Исцеление больных, воскрешение мертвых — не нарушение законов природы, а
восстановление их. По закону греха и наследственности болезнь и смерть являются
закономерными. Но по первоначальному помыслу, когда не было
еще греха — человек был создан для жизни ("Человек"
имеет "чело вечности") и когда устраняется причина, вызывающая смерть
(этой причиной является грех), тогда вновь восстанавливается действие
божественной творческой силы. Эта сила некогда и дни творения "свергала из
глубины вечности могучими творческими словами", она, по словам того же
Дарвина, "вдохнула жизнь в первоначальную клетку". Естественным
действием этой силы является не смерть (это было бы уже противоестественно), а
жизнь и воскресение. Камень в силу притяжения падает вниз, но если сила
притяжения будет нейтрализована обратным толчком — камень полетит вверх.
Чудеса Евангелия не противоестественны, а
сверхъестественны, поскольку в том или ином случае начинает
действовать сверхопытная сила.
Мир христоцентричен,
ибо Слово (Христос-Логос) было Бог (Ин. 1,1). Бог воплотился
на маленькой и незначительной планете Земля не по той же ли причине, по которой
Он избрал и на земле маленькую Палестину, и в Палестине Вифлеем, а в Вифлееме
ясли, ибо не нашлось места в гостинице? Наша земля, таким
образом, стала космическим Вифлеемом, и если свет из яслей
простерся по всему лицу земли, то так же он может по некоей непостижимой
проекции достигать всех точек вселенной. Самая обитаемость других миров не
отрицается в Библии, как и вообще тот биологический принцип, по которому у Бога
в каждом месте космоса "живет то, что в нем жить может". "Бог
сотворил мир".
Этот неизмеримый космос (макрокосмос) христоцентричен
так же, как и малый мир (микрокосмос) твоего существа. Только вокруг Него может
быть собрана центростремительно вся душевная энергия человека и только от Него
центробежно может излучаться вся творческая Его сила. Если этот солнечный центр
не на месте, то нарушается равновесие в космосе человека, — душа ощущает
внутреннее шатание, пустоту и затмение так же, как распятие Христа на Голгофе
вызвало затмение и землетрясение в природе (сравним мысль психолога Джемса:
обращение есть акт воли, посредством которого высшая ценность, бывшая во
вторичных слоях сознания, становится центром последнего). Хотя Библия есть не
специальная книга о физической природе или внешней истории человечества, однако
и в этих областях она точна. (Да и как мы поверили бы ей в более
важном, духовном, вечном и будущем, если бы она ошибалась в менее важном, доступном
человеческому знанию?).
Если мы сравним наивные сведения о природе,
находящиеся в священных книгах индуизма, персизма и магометанства (не
устоявшие, например, против переворота, который Коперник произвел в
астрономии), с осведомленностью библейских авторов, то мы должны будем признать
их Боговдохновенность вместе с французским физиком Биа (1774-1861), который
сказал: "Или Моисей имел столь же глубокую научную опытность,
какою обладает наш век, или он был вдохновлен свыше".
В Библии мы не находим древних представлений о том,
что небо есть твердый свод, к которому прикреплены звезды. Согласно книге
Бытие, небо — есть протяженная среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод,
которые внизу. В то время как древние учили, что земля утверждена на некоторых
подпорах, Библия говорит, что Бог повесил землю ни на чем
(Иов. 26,7).
Замечательны также и другие естественнонаучные
положения, которые были известны Библии задолго до того, как они были открыты
наукой. К таким "пред-варениям" можно отнести слова пророка Исайи: По
множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает (Ис. 40,26),
подтвержденные открытыми лишь в позднейшее время законами сохранения
материи (Ломоносов, Лавуазье) и законом сохранения энергии
(Р. Майер, 1814-1876).
Мудрость говорит о себе в притчах Соломоновых: Когда
Он еще не сотворил начальных пылинок вселенной... я была там (Притч.
8,26). Не намек ли это на элементы материи? Постепенные научные открытия все
более и более оправдывают научную точность библейской картины природы и
истории.
Филология, разделяющая языки
человечества на три главные группы: индоевропейскую, семитическую и туранскую,
все более открывает общие элементы в них, приводящие к единому языку единого
человечества (праязык). Разделение человечества на 70 главных народов, данное в
10-й главе Бытия, все более подтверждается этнологией (наукой о племенах).
Геология и палеонтология
(наука об ископаемых) блестяще подтвердила порядок творения, изложенный в
Библии. "Последовательность, в которой появляются органически образованные
существа, составляет точную последовательность шести дней творения, как
представляет ее нам книга Бытие" (физик А. Фехнер).
Археология, открывшая Ниневию и
Вавилон (Га-улинсон), нашла и остатки Вавилонской башни ("Зиг-гурат")
и множество древних таблиц с изложением фактов, подтверждающих содержание
Библии. [Башня Вирс-Нимруд имеет 48 метров высоты и 710 метров в окружности.
Она называется "Зиггурат". Это семитское слово означает:
"сделать себе имя". (Сравните слова строителей Вавилонской башни: сделаем
себе имя ~ Быт. 11,4)]. История проверила исполнение пророчеств Библии,
настолько удивительное, что одно это исследование приводило сомневающихся к
вере в Боговдохновенность Писания. Исайя (за восемь веков до Рождества Христа)
говорил о Вавилоне в период его величия: Не заселится никогда... Но будут
обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и
косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в
увеселительных домах. (Ис. 13,20-22).
И это сбылось. В четвертом веке персидские цари
сделали Вавилон (по его разрушении и опустошении) местом обитания диких зверей
и по временам устраивали там царскую охоту.
Далее пророк Исайя говорит: И сделаю его владением
ежей и болотом... (Ис. 14,23). И это сбылось... Вавилон сделался жертвой
наводнения вследствие изменения в нижнем течении Евфрата, и в настоящее время
большая его часть находится под водой. Русский путешественник Фрей, бывший там
в 1895 году, поразился множеством ежей в болотах Вавилона, что и напомнило ему
упомянутое пророчество Исайи.
Еще много можно было бы привести фактов, вполне
оправдывающих наше утверждение, а именно, что подлинная наука и
истинная религия, какою является религия Библии, не противоречат друг другу.
Религия противоречит не науке, а нашим знаниям (и приложениям) о природе. Но
между откровением и самой природой нет противоречия и не может быть, ибо Бог
является Творцом их обоих.
Наука без религии —
"небо без солнца". А наука, облеченная светом религии, — это
вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я — свет
миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет
жизни, — так говорит Христос (Ин. 8,12). И теперь понятно, почему в жизни
ученых религия играла такую выдающуюся роль. Профессор Деннерт пересмотрел
взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой
категории, и оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных
и 92% горячо верующих (среди них Майер, Бэр, Гауе, Эйлер и
другие).
Недавно вышла книга на английском языке под названием
"Религиозные верования современных ученых". Автор книги послал
письменный запрос 133 известным английским и американским ученым, содержащий
два пункта:
1) Противоречит ли христианская религия в ее
основаниях науке?
2) Известны ли данному лицу ученые, которые подобное
противоречие признавали?
Было получено 116 благоприятных для религии ответов,
остальные лица или не ответили, или высказывались неопределенно. Среди первых
такие имена, как Томсон, Оливер, Лодж и другие. Среди верующих
христиан были названы такие, как Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт,
имена которых увековечены в физике, как нарицательные для обозначения известных
физических понятий. А кто не знает о религиозном энтузиазме гениального
математика Паскаля, написавшего удивительные "Мысли о религии"!
Вспомним еще религиозные взгляды некоторых из ученых.
Галилей (1564-1642) — физик и
астроном писал: "Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить
зла, ни ошибаться, — изречения его абсолютно и непреложно истинны".
Химик Бойль (1626-1691):
"Сопоставленные с Библией все человеческие книги, далее самые лучшие,
являются только планетами, заимствующими весь свой свет и сияние от
солнца" (Деннерт).
Химик и физиолог Пастер (1822-1895):
"Так как я мыслил и изучал, то потому и остался верующим, подобно
бретонцу. А если бы еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы
таким верующим, как бретонская крестьянка".
Философ и математик Ньютон (1643-1727)
высказал свои положительные верования в чудеса и пророчества в своем толковании
на книгу пророка Даниила и Апокалипсис.
Работы гениального врача-гуманиста профессора Н.И.Пирогова
и в области медицины, и в области педагогики до сих пор считаются
классическими. До сих пор в виде веского довода делаются ссылки на его
сочинения. Но отношение Пирогова к религии старательно скрывается современными
писателями и учеными. Приведем из сочинений Пирогова замалчиваемые цитаты.
"Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за
Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я
нашел для себя этот идеал".
"Веру я считаю психической способностью человека,
которая более всех других отличает его от животных".
"Мистицизм для нас совершенно необходим: это одна
из естественных потребностей жизни".
"Развитие индивидуальной личности и всех присущих
ей свойств — вот, по моему мнению, телескоп наш против недугов века,
клонящегося к закату".
"Веруя, что основной идеал учения Христа, по
своей недосягаемости, останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие
мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни на минуту не можем сомневаться и
в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути
нашего прогресса".
"Недосягаемая высь и чистота идеала христианской
веры делает его истинно благодатным. Это обнаруживается необыкновенным
спокойствием, миром и упованием, проникающим все существо верующего, и краткие
молитвы, и беседы с самим собою, с Богом".
В своем дневнике Пирогов утверждает, что он исповедует
христианскую веру именно так, как она излагается Православной Церковью.
Французский врач Флери в своей книге
"Патология души" говорит: "Но, кроме естествознания, существует
еще теология, у нее есть свои приемы, позволяющие ей утверждать известные
истины... И религия, и науки имеют каждая свой метод и свою область. Они отлично
могут существовать рядом и обе выполнять свое назначение"
Ньютон (1642-1727
гг.) в своем капитальном труде "Системы мира" пишет: "Небесный
Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной.
Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем
миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый
Бог. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся
пред ним по причине Его беспредельной власти. Бог же без верховной власти, без
провидения и без цели в своих творениях был бы ничем иным, как роком или
природой. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова,
не могло бы произойти никакого разнообразия, и все это соответственное месту и
времени разнообразие сотворенных предметов, что составляет строй и жизнь
вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного".
Карл Линней (1707-1776 гг.) —
величайший исследователь природы в XVIII веке. В одном из своих трудов он
говорит о том, что человек может постигать Бога через Его творения.
"Вечный, беспредельный, Всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его
лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным уважением. Я
видел след Божий в Его творении, и везде, даже в самых мелких и незаметных Его
творениях. Что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я
наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством
растений, а растения в свою очередь с минеральными веществами, которые
находятся в недрах земного шара, и самый шар земной тяготеет к солнцу и в
неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как
солнце и все другие звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движется
в пространстве, поддерживается в пустоте по воле непостижимого первоначального
Двигателя, Существа существ, Причины, Правителя и Хранителя мира, Господа
Создателя всякого творения".
Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) —
крупнейший ученый-физик мира, открывший теорию относительности. В ноябре 1930
года А.Эйнштейн ответил журналисту, заинтересовавшемуся его мнением о бытии
Бога: "Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед
безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины
мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта
глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства
вселенной и есть моя идея Бога".
"Знать, что на свете есть вещи, непосредственно
недоступные для нас, но которые реально существуют, которые познаются нами и
скрывают в себе высшую мудрость и высшую красоту, знать и чувствовать это есть
источник истинной религиозности. В этом смысле я принадлежу к религиозным
людям".
Знаменитого Ньютона все знают как крупного ученого в
области физики. Но мало кто знает его как богослова, написавшего толкования на
Книги Нового Завета.
Иногда Церкви бросают упрек, что она якобы
преследовала передовых людей и лучших представителей науки. В качестве примера
приводят судьбу Коперника, Галилея и Джордано Бруно.
Николай Коперник (1473-1543 гг.) —
профессор астрономии, священник польской церкви, один из титанов по силе мысли,
страсти и характеру, по многосторонности и учености. Крупный государственный
деятель, врач-бессребреник, видный участник католического Лютеранского Собора
(1513-1517 гг.), создатель гелиоцентрической системы мира. Как, очевидно, всем
хорошо известно, открытие Коперника вкратце сводилось к тому, что не солнце
вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца. Коперник оставался верным
служителем Католической Церкви, оставался истинным и не лицемерным
христианином, исполняя в жизни своей заветы Христа, безвозмездно оказывая
врачебную помощь всем неимущим. Никаким преследованиям со стороны Церкви он не
подвергался и мирно умер у себя на родине, окруженный друзьями.
Знаменитый астроном Кеплер
заключает свой труд по астрономии молитвой, в которой он благодарит
Бога, открывшего ему величие природы.
Наш известный физик Цингер в конце
курса физики приводит слова из "Книги Премудрости Соломона": Сам
Он (то есть Бог) даровал мне неложное познание существующего, чтобы
познать устройство мира и действия стихий... (7,17).
Религиозные
верования сказываются и у тех ученых, от которых не принято этого ожидать.
К таким относится Ч. Дарвин: "Я никогда не был атеистом в смысле отрицания
Творца". "В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута
Творцом".
Когда известный естествоиспытатель Уолес посетил Дарвина,
то ему пришлось подождать приема, так как сын его сказал: "Теперь мой отец
молится". В тридцатых годах 19-го столетия Дарвин был на Огненной земле.
Он был подавлен картиной тамошних нравов, типичным проявлением которых был
разврат, детоубийство, человеческие жертвоприношения. Через несколько лет он
снова посетил эту страну. И что же? Нравственность дикарей стала неузнаваемой.
Оказалось, что это было плодом работы христианской миссии, силою Евангелия
устранившей упомянутые печальные факты. С тех пор пожизненно Дарвин был в числе
членов и пожертвователей этой миссии. Незадолго до смерти он читал послание
Апостола Павла к евреям и восхищался глубиной этой, по его выражению,
царственной книги.
Можно было бы привести еще много подобных примеров из
жизни ученых, но и этих достаточно, чтобы видеть, что только наше
"полузнание" удаляет нас от Бога. Если эти гении и таланты, двигавшие
науку, были людьми веры, то почему не можем мы быть последними, являющиеся в
научном отношении только их слабыми учениками?
Люди науки слагают смиренно венцы свои у подножья
Божьего Престола. Как-то в Московском университетском храме был такой случай с
известным гинекологом профессором Синицыным на Страстной неделе: положив земной
поклон, старый профессор так и застыл в этой позе... Оказалось, что он умер в
эту минуту. Так склонялась до конца душа ученого перед Богом, отдавая
Ему последний вздох.
|