Какое, несбыточное счастье для нас, ныне живущих,
было у древних отцов Церкви, вести богословские споры, не соприкасающиеся с
политикой.
Где же все-таки находится Рай?
«Невозможно и мысленно представить себе образ этого
величественного превознесенного сада, на вершине которого обитает Слава
Господня. У какого ума в состоянии будет око рассмотреть его, и зоркости
достигнуть его взором? Богатство его непостижимо» — эти слова сказаны святым
Ефремом Сириным о Рае — «для чтения немного, но очень много для исследования».
Попытаемся с помощью Святых отцов Православной
Церкви такое исследование провести и составить, по близорукости нашей, хоть
малейшее представление о Рае, «где множество цветов радостно спешит увенчать
ногу праведника и оспаривает друг у друга, кому прежде облобызать его стопу» (cв.
Ефрем Сирин).
По общепринятому и, как думается, бесспорному
мнению Рай был насажден Господом в «Едеме на Востоке». Но нигде в Библии не
сказано, что это было на земле. Хотя многие христианские богословы (Дмитрий
Ростовский, Генри Геллей и др.), на составленных ими картах даже указывают
возможное место расположения Рая на земле. Такое понятие о существовании
земного Рая вкралось и в доктрины Православия. Попытаемся разобраться, так ли
это.
«И насадил
Бог Рай в Едеме на Востоке» (Быт. 2, 8). Попробуйте обозначить на земле,
зафиксировать точку, место Востока, как это можно просто сделать с Югом и
Севером. Восток — это не определенное место, а сторона, и всегда на земле, где
бы мы эту точку ни обозначили, она будет относительной, потому что всегда можно
поставить точку еще восточней ранее поставленной. Восток же, как сторона
звездного неба остается неизменной, как и Полярная звезда, которая никогда не
меняла своего положения по отношению к Земле.
Для православных верующих восток, несомненно,
имеет огромное значение. Мы поклоняемся Господу на восток, Иисус Христос
вознесся на восток, и второе Его пришествие будет с востока. Храмы мы строим с
алтарем на востоке. Мы хороним своих родных так, чтобы, когда произойдет
воскрешение, лица восставших прежде мертвецов были обращены на Господа, то есть
на восток. «Мы как бы имеем этот Восток в своем уме, а не присутствуем на нем
физически», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своем труде «Слово о
человеке».
«Рай находится на Востоке; таково положение его к
земле, — продолжает Святитель. — Из Едема выходит река, напояющая Рай, и оттуда
разделяется на четыре начала. Такое описание Рая, имена протоков райской реки,
исчисление стран, по которым идут эти протоки, подали повод некоторым
заключить, что Рай находится на земле. Но потоки реки райской, неся название
известных земных рек, имеют одно общее начало, прежде составляют одну реку,
потом разделяются на четыре притока; эти условия не выполняют тождеименные им
земные реки, отстоя одна от другой истоками своими весьма далеко. Не на земле
находится Рай, хотя и имеет с землей ближайшее отношение и сходство. Самое
устроение Рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с Земли
(Быт. 2, 8–9), так как с Земли взяты и были жители для Него».
Адам, лишенный Рая, никогда не забывал о нем,
сокрушаясь и плача, он рассказывал своим детям о красотах его. Можно сказать,
что Адам был первым Божиим проповедником. В назидание предкам, в память о Рае
он переносит названия творений Эдемского сада на землю. Ведь и мы (люди), оставляя
родные края, нарекали привычными именами новые места своего проживания — озера,
реки, луга, города и т.п., отдавая тем самым память месту, выходцами которого
являлись.
«По наименованиям Рая можно подумать, что он
земной; по силе своей он духовен и чист. И у духов имена одинаковые, но святый
отличается от нечистого. Ум твой не должен смущаться сими наименованиями. Рай
обличен именами сродними тебе, чтобы все это сделалось удободоступным разумению
облеченных плотью» (Ефрем Сирин. Т. 5. «О Рае»).
Св. Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении
Православной веры» пишет: «Божественный Рай, руками (Бога) насажденный в Едеме,
— хранилище веселья и радости. Ибо Едем переводится как наслаждение. Лежа на
Востоке — выше всей Земли». «Выше всей Земли» надо понимать буквально, без
контакта с нею, иначе прозвучало бы: на самой высокой точке Земли.
Слова Ефрема Сирина, не опровергают такого
мнения: «Едва пяты Его (Рая) касались высокие воды потопа». А из Писания
известно, что потоп покрыл всю землю и был на пятнадцать локтей (7,5 м) выше самых высоких
гор.
Из слов святого следует разуметь, что Рай был
видимым с Земли, местом особым, недоступным никому постороннему, кроме
человека. А доктрины православного учения о человеке говорят, что человек до
грехопадения имел тонкое, ангельское тело, которое могло передвигаться
воздушным способом, подобно ангелам, и поэтому без труда могло возноситься с
земли в Рай и обратно.
«Святое тело человека не служило для него
препятствием, не отделяло человека от мира духов. Человек, облеченный в тело,
способен был для жительства в Рае, в котором ныне способны пребывать одни
Святые и только одними душами своими, в который взойдут и тела Святых по
воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах дебелость, усвоенную ими при
падении; тогда они сделаются духовными, даже духами, по выражению преподобного
Макария Великого, явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении.
Тогда человек снова вступит в разряд святых духов и в открытое общение с ними.
Образец тела, которое вместе было и тело, и дух, мы видим в теле Господа нашего
Иисуса Христа по Его воскресении» (Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти»).
В подтверждение тому, что человек, как до
грехопадения, так и после воскресения будет передвигаться по воздуху, косвенно
находим в Священном Писании о Небесном граде Иерусалиме: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и
широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и
высота его равны», то есть куб (Откр. 21, 16). Не думаю, чтобы для
восхождения наверх будет использовано что-то механическое — эскалаторы,
вертолеты или что другое; а для потолка такая высота чрезмерно большая.
Св. Иоанн Дамаскин пишет, что, когда Господь
создал человека, «Царя и начальника Земли и того, что есть на ней, то прежде
поставил для него как бы некоторый царский дворец, живя в котором он имел бы
блаженную и вполне счастливую жизнь». Выражение «царский дворец» прямо
указывает на ограничения для посторонних. Ведь согласитесь, мало кто вхож в
покои царя, президента, правителя и даже простого смертного, если он того не
захочет, которого защищает Конституция об охране жилья. «Жилье (Рай), в котором
не бывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек— создание
божественных рук» («Точное изложение Православной веры»).
Из вопросов змея Еве можно сделать вывод, что Рай
ему был недоступен и змей не имеет никакого представления о нем, одни догадки,
иначе бы он прямо спросил: правда ли, что есть такое дерево, плодов которого
вам есть нельзя?
«Змею невозможно было войти в Рай, потому что и
животным и птицам не позволялось приближаться к окрестностям Рая», — пишет св.
Ефрем Сирин.
Повеление Бога человеку обладать землей,
владычествовать всем, что на ней, говорит, что человек был поставлен
управляющим ею, как местом своей работы, чтобы превратить, по словам отцов, всю
землю в Рай. Рай же дан ему для жительства, как дом — «царский дворец», где
человек проводил время в общении с Богом.
Святитель Игнатий: «Земля служит некоторым
подобием Рая. Если до времени проклятия своего земля была совсем иною, нежели
какою теперь видим ее, в ее состоянии нестроения и обречения на сожжение, то,
как превосходен должен быть Рай, далеко превосходящим землю обилием красот
своих, обилием благодати своей. Таким видел Рай святой Андрей. На первом Небе
от земли по видению сего Святого помещен Рай. Все повествования святых о Рае
согласны между собой. Преподобный Григорий Синайский говорит, что Рай есть
низшее Небо» («Слово о человеке»).
На это могут возразить, что все эти святые
повествуют о новозаветном Небесном Рае. Правильно, о Небесном, так как земного
никогда не было. Попытки построить его людьми были и есть, но сам Рай был
только Небесным. Мы умаляем Рай, называя его земным: «Природа земная служит
только слабым образом Рая, красоты которого нетленны, несказанно изящны,
преисполнены священного мира и благодати» (Св. Игнатий. «Слово о смерти»).
Когда земля была проклята Богом, на Рае это никак
не отразилось. Но, если Рай был на земле, проклятие коснулось бы и его, как
коснулось всего, что было на ней. «Клянущийся
жертвенником — клянется им и всем, что на нем», — говорит Иисус Христос
(Мф. 23, 20). Эти слова Господа взаимосвязаны и с проклятием. Сейчас, по слову
святителя Игнатия: «На земле все сражается, все страдает, все стремится к
взаимоуничтожению» («Слово о смерти»). На наших глазах земля «спешит» к
обетованию Божьему, к своему сожжению, накопив в себе столько ядерного
потенциала, что уже сейчас стала «спичечной головкой», которой осталось только
чиркнуть по коробку, чтобы это обетование исполнилось. И не Бог будет этому
причиной — сами земляне, не задумываясь и не понимая, уже готовы исполнить это
пророчество.
Святитель Игнатий в своем «Слове о смерти»
приводит мнение западного богослова Бержье, который пришел к заключению, что
земной Рай существовал и был разрушен Всемирным потопом. Если это так, то куда
девался Енох, которого «не стало, потому
что Бог взял его» (Быт. 5, 24), несомненно, в Рай. Писание не говорит нам
прямо, в какой Рай был взят Енох — в земной или Небесный. Если в земной, то
вспомним вышеприведенное высказывание Ефрема Сирина о водах потопа, которые
едва касались Рая и не могли его повредить. Вспомним о проклятии земли, которое
не отразилось на Рае. Если о допотопном Енохе есть какие-то нераскрытые
вопросы, то об Илии ясно написано в Писании: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и понесся Илия в
вихре на небо» (4 Цар. 2, 11). В какое место на небо мог отправиться Илия,
как не в Рай?
Святитель Дмитрий Ростовский, по тому, как он
повествует о Рае в своем «КЕЛЕЙНОМ ЛЕТОПИСЦЕ» и утверждает, что Рай был только
один, приводит в недоумение, то, что он называет его «земным»? Но то, что
святитель излагает о Рае, логично предположить, что земного Рая не было:
«Некоторые из толкователей Божественного Писания,
полагают, что Рай, в котором был Адам, не существует, ибо он разорен потопом.
Однако древнейшие святые отцы, как Ириней, Иустин, Афанасий, Епифаний и другие,
согласно утверждают, что Рай земной в котором обитал Адам, и ныне цел и не
разрушен: ради Еноха праведного и пророка Илии, в нем жительствующих, сохранил
Господь то место от вод потопных и ныне сохраняет невредимым. И если бы потоп
покрыл своими водами Рай, то, во всяком случае, потопил бы в нем и Еноха. Если
же, как думают некоторые из неотериков, Енох был восхищен на воздух и там
держим был до окончания потопа, то в каком чувственном Раю жил бы до селе Енох
своей плотию, а вместе с ним и Илия?
Отсюда ясно, что Рай, неповрежденный потопом, сохраняется. Подлинно, что земной Рай не без водворения
святых душ обретается. Итак, земной Рай цел, и в нем водворяются святые»
(КЕЛЕЙНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ).
Попробуем согласиться со стороной, отстаивающей
земной рай, и предположим, что было два Рая. Тогда, выходит, было два древа
жизни? Одно погибло от проклятья или потопа, другое продолжает расти, и обещано
святым, как повествует нам Иоанн Богослов: «Побеждающему
дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк. 2: 7).
Можно напрячь фантазию и предположить, что перед
проклятием земли, и если проклятие не подействовало, то перед Всемирным потопом
Рай был восхищен Богом на Небеса и перенасажден там. Богу нет ничего
невозможного, но это как то неуклюже для Бога.
И не думаю, если бы Рай был земным, Бог не упомянул бы в Писании о Нем в
связи с такими глобальными катаклизмами, как проклятие и потоп.
Мне знакомо категоричное мнение св. Иоанна
Златоуста и других святых о существовании земного Рая. Но, опираясь на труды
святителя Игнатия Брянчанинова, могу предположить, что, прежде чем делать вывод
о несуществовании земного Рая, Святитель «перелопатил» многочисленные труды
Святых отцов по этому вопросу, чтобы вынести свое определение, которое я
поддерживаю. Несомненно, и мнение Иоанна Златоуста было ему хорошо известно. И
это свое определение в отношении Рая он, Святитель, отстаивал в дискуссиях с
богословами, его современниками.
«Очень согласен я напечатать «Взгляд»* в
«Домашней беседе»**, равно и «Дополнительные цитаты к «Слову о смерти»*** о
местонахождении рая и ада». Эти статьи могут служить материалом или справкою
для тех, которые хотят заняться составлением систематического сочинения по сему
предмету», — пишет он своему брату Петру Александровичу Брянчанинову 1 февраля1864
года. В другом письме, от 5 февраля этого же года:
«Напечатание же «Цитат» и «Взгляда» для всех
будет полезно, потому что редко кто знает, что в Богослужебных книгах наших
выражается с такой определенностью местонахождение рая и ада. Стихари и тропари,
в которых излагается это учение, читаются наиболее наскоро и без внимания, а
потому остаются не примеченными большинством даже священнослужителей».
«Человеки, в праотцах своих, низвержены на землю
из Рая: Церковь определяет место Рая, говоря, что человеки ниспали с неба»,
пишет Святитель.
И если со вниманием читаешь Церковно-славянский
текст Священного Писания, то ясно видишь, «изгна
его (Адама) из Рая, и изрину (бросил), куда? на землю, и вселил их на ней прямо Рая
сладости» (Быт.3:23-24). «Слова: прямо
Рая сладости, приводят к мысли, что земная природа подобна Раю красотами
своими, и напоминает его собою падшему человеку», пишет Святитель.
Я не проповедую аксиому, а просто поддерживаю
одну из сторон Святых отцов. Апостол Павел сказал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1
Кор.12,13). Я хочу, опираясь на авторитетные мнения святых отцов, подойти ближе
к правде, которая, по большому счету, не решает главного — быть спасенным и
войти в этот самый, обещанный человеку,
Небесный Рай.
Хотелось бы закончить короткое это расследование
словами святого Ефрема Сирина: «Не ради Рая был создан человек, а, напротив
того, сам (человек) был виною насаждения Рая».
* «Взгляд» —
статья.
** «Домашняя
беседа» — газета.
***
«Дополнительные цитаты к "Слову о смерти” о местонахождении рая и ада» —
статья.