Об овцах и козлах – Мтф.25:31-34
«Когда же приидет Сын Человеческий во
славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и
соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет
овец от козлов; и поставит овец по
правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по
правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное
вам от создания мира».
В Писании находим множество мест,
где животные, как некие образы, отражают, те или иные человеческие пороки и
свойства.
В законе переданным Богом через
Моисея, (Лев.11; Втор.14), сказано: «не
ядите свиньи, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе
чешуи и прочие».
Ясным, понятным языком, такое
постановление Бога, в своем послании, объясняет Апостол Варнава:
«Этот запрет имеет буквальный смысл и высший духовный. Чувственные
иудеи поняли только первый: напротив
Давид и христиане познали духовный смысл» (послание Варнавы). «Не ешь», сказано, - это значит: не
уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданны нечестию
и осуждены на смерть».
Апостол Варнава, не то хочет
сказать, чтобы Моисеевы заповеди о яствах в своем буквальном смысле не были
обязательны, но что Бог через Моисея запретил, есть некоторых животных, не ради
их самих, (эти животные могут быть довольно вкусными), но по их типичному
отношению к известным порокам. Иудеи чувственно понимали эти заповеди и
исполняли их в буквальном смысле, не проникая в их духовное значение.
Господь Свои заповеди данные
человеку, сопровождал, своего рода, «наглядными пособиями», из которых большое
место занимали животные и растения:
«И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, - у птицы небесной, и
возвестит тебе;
«Или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. (Иов.12:7-8).
В эпоху всемирного прогресса,
когда большинство людей перебрались в города, которые построили сами, увидеть
Бога в Его творениях очень трудно, почти невозможно. Так как практически все,
что нас окружает, создано человеком. Есть чем гордиться. Что человечество и
делает, и даже придумало себе гимн своего успеха: «человек звучит гордо». Но
наши творения, в сравнении с творениями Бога – ничтожество, пародия на
совершенное, - тщетные, старые попытки сделать себе имя, построив «Вавилонскую
башню».
Новозаветный, буквальный закон о
нечистых животных, Господь приостановил, но духовный закон отменен не был. И в
Своих притчах Иисус Христос прибегает к такому духовному закону, где примером
нам, остается поведение животных и жизнь растений.
«И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую
сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира» (Мтф.25:33-34).
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и агелам его» (25:41).
В чем же провинились «козлы»,
ведь они не были по Моисееву закону, нечистыми животными, и за какие такие
достоинства «овцы» удостоились столь великой чести, быть «любимыми» Господом?
Разберем в начале «заслуги»
«овец», используя труды, написанные для фермеров, - своего рода учебники, с
указаниями, наблюдениями и практическими советами в обращении с овцами:
1. Благополучие овец зависит полностью от
того, насколько хорошо с ними обращается пастух. Следовательно, чем лучше
пастух – тем лучше овцы. Глядя на слабых, больных, запаршивевших овец, можно не
сомневаться, что их пастух совершенно к ним равнодушен (хозяин, наемник и раб).
2 .Овцы одни из самых глупых животных.
Поэтому им необходимо постоянное наблюдение и руководство. По своей беспечности
они могут заблудиться и сорваться в пропасть.
3. Будучи беспомощными, слабыми и
робкими, овцы становятся легкой добычей хищников. Часто, когда на них нападают,
овцы цепенеют от страха – вместо того, чтобы спасаться бегством и кричать.
4. Если их не вывести на пастбище, овцы
могут соблазниться пищей и питием, которые крайне опасны для них. (Без
руководства в духовной жизни легко ошибиться и вредное для себя принять за
полезное).
5. Овцы могут быть очень упрямыми.
Подчас они просто отказываются быть вместе со стадом. Они хотят пастись там,
где им больше нравится. Они не хотят следовать за пастухом, и в такие моменты
способны попадать в опасные ситуации (ну просто, как человек).
6. Овцы – животные, быстро вырабатывающие
новые привычки. Если их оставить без присмотра, они будут без конца пастись на
одном и том же участке, повторяя одни и те же маршруты, пока пастбище не
превратится в бесплодное, голое поле, с канавками от протоптанных ими
тропинками. Участки земли, где овцы паслись слишком долго, часто заражены
болезнетворными паразитами и бактериями. Вот почему они так нуждаются в
пастухе. Ими надо руководить.
7. У каждого овцевода есть специальное
клеймо или метка, которая прикрепляется к уху каждой овцы в стаде. По этим
меткам пастух всегда может отличить своих овец от чужих. [2 Тим.2:19] «Но
твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да
отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
8. В загоне, где овцы спят, пастух обычно
ложится у входа и как бы берет на себя роль «ворот». Делая так, он не дает
ворам и хищникам пробраться в загон, не потревожив его, тем самым, предотвращая
похищение и уничтожение овец.
Вот, те, главные «заслуги» (не
все), которыми отличаются овцы от других многочисленных животных и за которые
Господь отдает им предпочтение, делая их прообразом стоящих одесную Его. В
принципе, это своего рода характеристика человека. Когда стадо овец привыкает к
своему загону (ветхому), оно не воспринимает, когда это стадо приводят в новый,
лучший загон и не хочет войти в него. Так появилась поговорка: «Смотришь, как
баран на новые ворота», по Евангелию – «пивший
старое вино не захочет нового».
«Приходят
к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в
здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с
бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их». (Мар.5:15-17)
Козлы, это олицетворение
гордости, независимости, власти, чванства и ума. Козлы всегда были в отарах
пастухов лидерами, понимающими и пользующими своим превосходством над овцами.
Не сосчитать поговорок,
участниками которых были козлы, где раскрывались их коварство, хитрость, сила и
даже превосходство над более сильными противниками:
«А дело бывало: и коза волка съедала» (словарь Даля). Имя козел
стало нарицательным, с негативным оттенком понимания этого имени.
Лет двадцать с лишнем, назад, на
телевизионных экранах прошел документальный фильм (не помню названия), о
козлах-провокаторах, так называют козлов «работающих» при небольших
мясокомбинатах.
Этот фильм поражает и пугает
своей действительностью. Суть «работы» козла-провокатора в том, чтобы
организовать поток овец, и это стадо провести по узкому проходу, по которому
может пройти только одна овца, которую забивают и быстро отбрасывают в сторону,
где ее подхватывают и быстро уносят разделывать, чтобы не остановить конвейер.
Герой этого фильма,
козел-провокатор, не только успешно справляется со своей «работой», но любит, с
огромнейшим любопытством наблюдать за процессом забоя. Для этого, ему сделано
специальное место, с окошечком, из которого он любуется, подчеркиваю, любуется
трудом забойщиков и гибелью несчастных баранов. И мясокомбинат этот имеет даже
музей, состоящий из черепов всех козлов провокаторов «служивших» на данном
мясокомбинате. Художник сказал бы по этому
поводу: «Какой умный и выразительный взгляд у этого козла». Тогда, будучи не
верующим, я был того же мнения, мне было интересно видеть этот мыслящий взгляд.
Сейчас бы я сказал, что это были глаза диавола, упивающиеся потоками крови.
Но, вот такие, поучительные (на
подобии притч), как мне кажется, фильмы о реальности нашего времени, куда-то
пропадают с экранов. Весь процесс на мясокомбинате, с козлом провокатором и
беззащитными баранами, прообраз нашего с вами времени. Удачная режиссура,
удачная операторская работа, сделала этот фильм пророческим, но повторов, уж,
сколько воды утекло, я больше не видел.
В.Халин, Казахстан
|