7. О ХРИСТИАНСКОМ НАЦИОНАЛИЗМЕ
Культура
творится не одним человеком. Она есть достояние многих людей, духовно
объединенных между собой. Каждые двое друзей образуют в своем общении известный
культурный уровень и создают известные культурные содержания. Так обстоит и в
каждой семье, в каждом обществе, в каждой организации, в каждом сословии и у
каждого народа. Люди не случайно объединяются друг с другом; их влечет друг к
другу сходство материальных и духовных интересов; из этого сходства возникает
общение; длительное общение увеличивает взаимное подобие и, если общение носит
творческий характер, то возрастает и взаимное влечение, крепнет взаимная связь.
Эта связь закрепляется традицией, передающейся из поколения в поколение. Так
постепенно возникает единая и общая всем культура.
Самое
глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, из сходного
душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из единой
судьбы, связующей людей в жизни и смерти, из одинакового созерцания, из единого
языка, из однородной веры и из совместной молитвы. Именно таково национальное
единение людей[15].
Национальное
чувство не только не противоречит христианству, но получает от него свой высший
смысл и основание; ибо оно создает единение людей в духе и любви, и прикрепляет
сердца к высшему на земле - к дарам Святого Духа, даруемым каждому народу и по
своему претворяемым каждым из них в истории и в культурном творчестве. Вот
почему христианская культура осуществима на земле именно как национальная
культура и национализм подлежит не осуждению, а радостному и творческому
приятию.
Каждый
народ имеет инстинкт, данный ему от природы (а это значит - и от Бога), и дары
Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. У каждого народа инстинкт и дух
живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Так, каждый народ по-своему
вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему ленится, трудится,
хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет и отчаивается; по-своему
улыбается, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и
творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по своему
наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает,
рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует;
по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует; по-своему
воюет... Он по-своему возносится и падает духом; по-своему организуется. У
каждого народа иное, свое чувство права и справедливости; иной характер, иная
дисциплина; иное представление о нравственном идеале; иная политическая мечта;
иной государственный инстинкт. Словом: у каждого народа иной и особый душевный
уклад и духовно-творческий акт. И у каждого народа особая,
национально-зарожденная, национально-выношенная и национально-выстраданная
культура.
Так
обстоит от природы и от истории. Так обстоит в инстинкте, и в духе, и во всем
культурном творчестве. Так нам всем дано от Бога.
И
это хорошо. Это прекрасно. И никогда не было осуждено в Писании. Различны травы
и цветы в поле. Различны деревья, воды и облака. "Иная слава солнца, иная
слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе".
(1Кор.15,41). Богат и прекрасен сад Божий; обилен видами, блещет формами, сияет
и радует многообразием. И каждому народу подобает и быть, и красоваться, и Бога
славить - по-своему. И в самой этой многовидности - уже поет и возносится хвала
Творцу. И надо быть духовно слепым и глухим, чтобы не постигать этого.
Мысль
- погасить это многообразие хвалений, упразднить это богатство исторического
сада Божия, свести все к мертвому единообразному штампу, к
"униформе", к равенству песка, к безразличию после уже просиявшего в
мире духовного различия, - могла бы зародиться только в больной душе, от
злобной, завистливой судороги, или же в мертвом и слепом рассудке. Такая
плоская и пошлая, противокультурная и всеразрушительная идея была бы сущим
проявлением безбожия. Почерпнуть ее из христианства, из Евангелия, в
православии - было бы совершенно невозможно.
Ибо
христианство подарило миру идею личной, безсмертной души, индивидуальной по
своему дару и по своей ответственности, особенной во грехах, самодеятельной в
покаянии и в любви, т.е. идею метафизического своеобразия человека. Согласно
этому - идея метафизического своеобразия народа есть лишь верное и последовательное
развитие христианского понимания. Преп. Серафим Саровский говорил, что Бог
печется о каждом человеке так, как если бы он был у Него единственным... Это
сказано о личном человеке. А об индивидуальном народе? Что же, о нем Господь не
печется совсем? Отвергает его, осуждает и обрекает? Каждую лилию одевает в
особенные и прекрасные ризы; каждую птицу небесную помнит и кормит; и все
волосы на голове человека сосчитывает, а своеобразие народной жизни проклинает,
как начало зла, и отметает, как грех и мерзость? Может ли христианин
придерживаться такого воззрения?
Каждый
народ служит Богу, как умеет - всей своей историей, всей культурой, всем трудом
и пением своим. Один народ служит творчески, и цветет духовно; а другой -
нетворчески, и духовно хиреет. Есть такие народы, что перестают служить и
становятся шлаком истории; и есть такие, что в своем малом и скудно-безпомощном
служении угасают, не достигнув расцвета. А есть и такие, что могут осуществлять
свое служение только под водительством другого, духовно сильнейшего народа...
И
вот национализм есть уверенное и страстное чувство, верное по существу и
драгоценное в творческом отношении, - что мой народ получил дары Духа Святого;
что он приял их своим инстинктивным чувствилищем и творчески претворил их
по-своему; что вследствие этого сила его обильна и призвана в дальнейшем к
великим, творчески-культурным свершениям; что поэтому народу моему подобает
культурное "самостояние", как залог величия (Пушкин!) и независимость
национально-государственного бытия.
И
в этом чувстве, верном и глубоком, христианин прав и осуждению не подлежит. Это
чувство объемлет всю его душу и оплодотворяет его культуру.
Национальное
чувство есть любовь к исторически-духовному облику и к творческому акту своего
народа.
Национализм
есть вера в Богоблагодатную силу своего народа и потому - в его призвание.
Национализм
есть воля к его творческому расцвету в дарах Святого Духа.
Национализм
созерцает свой народ перед лицом Божиим, созерцает его душу, его таланты, его
недостатки, его историческую проблематику, его опасности и его соблазны.
Национализм
есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и
из этого созерцания.
Вот
почему истинный национализм есть не темная, антихристианская страсть, но
духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ к духовному
расцвету.
Христианский
национализм есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах
Его Благодати, в путях Его Царствия.
Это
есть благодарение Богу за эти дары; но это есть и скорбь о своем народе, если
народ не на высоте этих даров.
В
национальном чувстве - источник духовного достоинства: национального, а чрез то
- и своего, личного.
В
нем источник единения, - ибо нет глубже и прочнее единения, как в духе и пред
лицом Божиим.
В
нем источник правосознания - этого чувства своей правоты в глубоком и последнем
измерении, чувства своей безусловной привязанности и связанности, своего дома и
своего верного дерзновения.
Национализм
учит и смирению - в созерцании слабостей и крушений своего народа (вспомним
покаянные стихотворения Хомякова к России).
Национализм
открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов; он учит
не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное
чувство: ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему.
Так
осмысленный национализм учит человека, что безнациональность есть духовная
безпочвенность и безплодность; что интернационализм есть духовная болезнь и
источник соблазнов; и что сверх-национализм доступен только настоящему
националисту. Ибо создать нечто, прекрасное для всех народов, может только тот,
кто утвердился в творческом акте своего народа. "Мировой гений" есть
всегда и прежде всего национальный гений; а попытка стать "великим"
из интернационализма и пребывая в его атмосфере, давала и будет давать только
мнимых, экранных "знаменитостей" или же планетарных злодеев. Истинное
величие почвенно. Подлинный гений национален.
Напрасно
говорить, будто националист "ненавидит и презирает другие народы".
Ненависть и презрение совсем не составляют существа национализма; они могут
присоединяться ко всему, если душа человека зла и завистлива. Правда, есть
националисты, предающиеся этим чувствам. Но извратить можно все и злоупотребить
можно всем. Злоупотребить можно гимнастикой, ядом, свободой, властью, знанием,
словом; извратить можно любовь, искусство, суд, политику и даже молитву; однако
никто не думает воспретить и искоренить все это только потому, что некоторые
люди принимают извращенные формы за единственно возможные, а здоровых форм не
замечают совсем...
Можно
ли любить свою церковь и не презирать другие исповедания? Конечно, можно. И
вот, сей христиански благородный дух возможен и в национализме.
Можно
ли любить свою семью и не питать вследствие этого ненавистно-презрительных
чувств к другим семьям? И вот, этот христиански-братский дух возможен и у национально
мыслящих людей. Именно этот дух и лежит в основе христианского национализма.
При
верном понимании национализма - религиозное чувство и национальное чувство не
отрываются одно от другого, и не противостоят друг другу; но сливаются и
образуют некое жизненное творческое единство, из которого и в лоне которого
вырастает национальная культура.
Это
не значит, что народ становится предметом религиозного обожания, а идея Бога
низводится на уровень земной нации. Народ не Бог и обожествление его
кощунственно и греховно. И Бог превыше земных разделений - расовых, языковых,
душевных и исторических. Но народ должен быть поставлен перед лицо Божие, и
силы его должны быть облагодатствованы свыше. И если это свершилось, и если это
признано, то жизнь его получает религиозный смысл, а религия находит себе
достойное жилище в национальном духе. Все бытие и вся история народа
осмысливаются, как самостоятельное и своеобразное служение Богу: приятие даров
Святого Духа и введение их в национальную культуру. Итак: народ не Бог, но силы
его духа - от Бога. Путь его исторической борьбы и его страданий - есть пусть
восхождения к Богу. И этот путь - дорог и священен для националиста. И чувствуя
это, он исповедует, что родина священна, что ею надо жить, что за нее стоит
бороться перед лицом Божиим и, если надо, то и умереть.
Христианский
национализм измеряет жизнь своего народа и достоинство своего народа
религиозным мерилом: идеею Бога и Христа, Сына Божия. Именно это измерение
научает христианского националиста безусловной преданности и безусловной
верности; и оно же научает его сверхнациональному созерцанию человеческой
вселенной и вселенскому братству людей. Истинная вселенскость не только не
отрицает национализма, но вырастает из него и закрепляет его, так что истинный
националист может вступить во вселенское братство только как живой
представитель своего народа и его национального духа.
Тот
духовный акт, которым народ творит свою культуру, есть акт национальный: он
возникает в национальной истории, он имеет особое национальное строение, он
налагает свою печать на все содержания национальной культуры. Человек может не
замечать этого; народ может не сознавать этого. Но это остается и пребывает. И
есть у каждого народа известная ступень духовной зрелости, на которой он
осознает особенности своего национального духа и своей национальной культуры и
уразумевает, что ему даны свыше Дары и что он воспринял, усвоил и воплощает их
своеобразно. Тогда нация постигает свой религиозный смысл, а национальная
культура утверждается на обоих (доселе несознававшихся) религиозных корнях.
Религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу.
Таковы
основы христианского национализма.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тот,
кто продумает, а главное прочувствует указанные мною основы и источники христианской
культуры, тот увидит, какой великий и величавый духовный простор открыт
современному человеку. Проблема христианской культуры доселе не разрешена и
разрешать ее будут грядущие века, из поколения в поколения. В духовные врата,
открытые христианством, всякий из нас призван войти, и сохраняет свою волю и
свободу - вступать в них или не вступать. За последние два века европейское
культурное человечество поколебалось на пороге этих врат, отвернулось от них и
попыталось идти своими, нехристианскими и нерелигиозными путями. Плоды этого
поворота мы пожинаем ныне во всех областях культуры.
Эти
плоды и последствия выражаются в том, что благодатный дух христианства[16] стал
отлетать из жизни и покидать мировую культуру. Люди постепенно переложили цель
и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала
первенствовать, духовность перестала цениться; все стало сводиться к земному на
земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры
и сердца. Механическое начало возобладало над органическим. Рассудок исключил
из культуры созерцание, веру и молитву и попытался их скомпрометировать. Учение
о любви было вытеснено "спасительным" учением о классовой ненависти;
сердца иссякли, глубина измельчала; ум отверг искренность и превратился в
хитрость. Содержание жизни стало несущественным; началась погоня за пустой
формой.
Вследствие
этого философия ушла в пустые и формальные отвлеченности; формальные приемы и
методы получили неподобающий им вес в положительной науке; юриспруденция задохнулась
и выдохлась от формализма. Внешнее, формальное, показное, чувственное завоевало
и наводнило чуть ли не все искусства; тайна отлетела, мелодия отодвинулась на
дальний план, содержание искусства было объявлено безразличным, воля к
художественному совершенству иссякла. Эта священная драгоценная воля к
совершенству, без которой культура не мыслима вообще, смолкает или уже смолкла
в наши дни во всех направлениях и измерениях. "Современный" человек
есть трезвый плоский и самодовольный утилитарист, служитель пользы, идеолог
полезности, лишенный органа для всего высшего и духовного, не постигающий
никакого "третьего" измерения: он пошл в высшем, религиозном смысле
этого слова и нравится себе в таком состоянии. Он пошл без всякого
"надрыва" и покаяния и склонен к нападению на все непошлое. И потому
его культура пошла и формальна, как он сам. И если к этому присоединяется
личная злоба и личная ненавистность, мстительность и честолюбие, то облик
революционера-большевика начинает вырисовываться в своих зловещих очертаниях.
Мы
не знаем, отвернется ли современное человечество от этих путей вырождения, и
если отвернется, то когда и как... Но когда оно отвернется от них, то оно
увидит перед собою поистине великий и величавый простор, открытый ему для
созидания христианской культуры. Перед ним встанет целый ряд великих заданий, о
которых я не могу здесь высказаться. Он начнет создавать христианскую науку,
христианское искусство, христианское воспитание, христианское правосознание,
христианский труд и христианскую частную собственность; создавать, - не
отвергая доселе созданное, но творчески преображая его из свободной глубины
преображенного духа. Светская культура не погибнет в этом, но преобразится в
направлении духовности, в свободном созерцании, в духе любви, в духе органической,
искренней формы, в воле к объективному совершенству.
Предчувствием
этого уже наполняются лучшие сердца наших дней. Этим предчувствием мы ныне
утешаемся; в нем почерпаем надежду на то, что "не до конца"
прогневался на нас Господь. В этом свете мы видим ныне и будущее нашего
великого отечества, нашей страдающей России.
Ильин Иван Александрович, известный религиозный и политический
мыслитель ХХ века (из брошюры И.А.Ильин «Основы
христианской культуры», Женева, 1937
г.)
Примечания:
[15] См. главы 6 и 7 в моей книге "Путь
духовного обновления".
[16]
См. главу четвертую "Основы христианской культуры".
И.А.Ильин. «Основы христианской культуры», часть 2 (предыдущая) – http://kazvolga.ucoz.ru/publ/statii/i_a_ilin_osnovy_khristianskoj_kultury_chast_2/1-1-0-280
И.А.Ильин. «Основы христианской культуры», часть 1
(начало) – http://kazvolga.ucoz.ru/publ/statii/i_a_ilin_osnovy_khristianskoj_kultury_chast_1/1-1-0-277